Образ Земфиры в поэме Пушкина «Цыганы»


В своей поэме «Цыганы» Александр Пушкин делает творческий шаг от романтизма к реализму. В произведении противопоставляются два мира: цивилизованное общество и свободолюбивые природные люди. К первому относится главный герой Алеко, а ко второму – табор цыган. И хотя Алеко словесно отвергает светское общество, в котором был рожден, на самом деле не может внутренне приспособиться к чуждому для себя способу жизни, жизни вольных цыган.

Автор характеризирует быт цыган двумя емкими определениями: вольные и бедные. Идеализируемая романтиками свобода казалась возможной в среде цыган, которые, как известно, не привыкли никому подчиняться. Главный герой радостно принимает приглашение цыганки поселиться у них в таборе. Таким образом он решает все свои проблемы с внешним цивилизованным миром.

Цыганка, которая встречает Алеко, - это юная Земфира. Читатель не найдет развернутой портретной характеристики этой героини. Пушкин отмечает лишь то, что она красива, молода, черноока. Как и у любой другой молодой цыганки, ее одежда бедная, но очень пестрая.


Земфира – дитя природы, вольное и беззаботное. Подобно ребенку, она капризна и даже жестока, так как искренне не понимает, почему не может всегда поступать так, как ей хочется.

В образе Земфиры есть народнопоэтические мотивы. Ведь без песни нельзя представить жизнь цыган. Пушкин органично вводит в поэму песню Земфиры о старом муже. «Старый муж. Грозный муж. Режь меня, жги меня…», - так поет Земфира, глядя с вызовом на Алеко. И герой понимает, что это не просто слова песни, а истинные помыслы неверной жены.

Повстречав два года назад Алеко, Земфира страстно полюбила его. Но спустя эти два года девушка больше не испытывает к нему любви. Ее мысли занимает теперь молодой цыган, который для нее «свежее весны» и «жарче летнего дня». Алеко очень страдает, узнав об измене жены, которая не особо даже это скрывает. Старик, отец Земфиры, пытается объяснить зятю, что уж такова природа женщины-цыганки. Они ветрены и предпочитают свободную любовь. Такой является не только его дочь, но и бывшая жена. Алеко выслушивает старика, но не может дать свободу Земфире. Его ущемленное самолюбие требует мести. Выследив любовников, главный герой расправляется с ними без сожаления.

Земфира важна для раскрытия образа главного героя. Она показывает, насколько призрачными были намерения Алеко жить природной жизнью. Пока девушка любила его, он терпел примитивный быт цыган. Но стоило цыганке показать свою истинную вольную сущность, как в сознании Алеко возникают стереотипы светского общества, в котором он был рожден и воспитан. Свободная любовь не приемлема в цивилизованном мире, и так же не приемлет ее и главный герой. Он хочет свободы для себя, но не дает ее другим.

Земфира – главный женский образ поэмы «Цыганы», вольное дитя естественного мира.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ поэмы Пушкина «Цыганы»
  • Образ Алеко в поэме Пушкина «Цыганы»
  • Биографичность поэмы Пушкина «Цыганы»
  • Элементы реализма в поэме Пушкина «Цыганы»