Образы крестьян в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»


В рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» наблюдаются образы крестьян.

В начале произведения писатель демонстрирует тесную взаимосвязь помещичьего и крестьянского быта. Эти два сословия отлично сосуществуют друг с другом. Крестьяне глубоко уважают дворян. Дворяне не мыслятся без крестьян. Они находятся в тесной и крепкой связи друг с другом. И.А. Бунин поэтизирует крепостное право.

Описывая усадьбу тетки Анны Герасимовны, рассказчик говорит о том, что именно там особо чувствовалось крепостное право. Повествователь отмечает, что когда кто-нибудь въезжал во двор, то все старики и старухи «подтягивались и низко-низко кланялись». Кучер снимал свою шапку у самого сарая и ехал с непокрытой головой по всему двору. Это говорит о том, что крестьяне уважали помещиков. И.А. Бунин рисует крепостную покорность слуг.

Рассказчик описывает то, как мужики, нанятые мещанами-садовниками, собирают яблоки для продажи. Причем при сборе мужик их есть «одно за одним». Рассказчик отмечает, что нанявший никогда не остановит от этого поедания мужика, а, наоборот, скажет ему есть досыта.


В повествовании отмечается, что в деревне Выселки в прошлом жили пожилые люди, которые отличались своим «богатством», заключавшемся в долголетии. Важна деталь: некоторые даже не помнили, сколько им лет, настолько долго жили.

Рассказчик отмечает, что богатый мужик «по домовитости и сельскому старосветскому благополучию» имел схожую жизнь с жизнью среднего дворянина. Это говорит о том, что крестьяне жили не так плохо. У большинства крестьян были «кирпичные, строенные еще дедами» дома. У богатых же мужиков, как отмечает рассказчик, избы были в две-три связи: «водили пчел <…>, были железные двери, за которыми хранились холсты, прялки, новые полушубки, наборная сбруя, меры, окованные медными обручами». В повествовании демонстрируется только положительная сторона крестьянской жизни.

По словам рассказчика, мужики косили, молотили, спали на гумне в ометах, умывались около бочки, вставали по праздникам вместе с лучами солнца. И.А. Бунин рисует не так много картин, связанных с крестьянством, однако эти мелкие детали помогают понять, что писатель восхищается трудолюбием мужиков. Герой, от лица которого ведется повествование, отмечает, что часто ему казалось заманчивым быть мужиком.

Для идейно-содержательного плана важен образ сидевшей на скамеечке «большой» и «темной» старухи. Она сидит в «покойницких» чуньках, белой рубахе, будто уже приготовившись к смерти. Старуха самостоятельно купила себе могильный камень и саван. Данный образ уже демонстрирует упадок, который становится центральной проблемой всего рассказа.

Если в первых главах рассказа демонстрируется радостная жизнь крепостных мужиков, то постепенно краски сгущаются. В последней главе рассказчик отмечает, что старики и старухи, отличающиеся своим долголетием, уже умерли. Это говорит о том, что изменения коснулись не только помещичьей среды, но и крестьянской.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ рассказчика в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»
  • Образ Анны Герасимовны в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»
  • Образ Арсения Семеныча в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»
  • Образ природы в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»