Общечеловеческая ценность повестей Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»


Повести Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» имеют общечеловеческую ценность. Эти произведения, в отличие от одноименных повестей других писателей, показывают диалектику человеческой души, формирование нравственных ценностей, а не рядовые события, происходящие с героями.

Трилогия носит психологический характер, потому что, как под микроскопом, читатель разглядывает проявления детской, а затем юношеской души во взрослом мире. Детство Николеньки Иртеньева происходило под влиянием помещичьей среды. Тогда детей в основном обучали правильным манерам и этикету, а книги были «не в моде». Но главный герой не поддался всеобщему настроению благодаря доброму сердцу и стремлению к самообразованию.

«Отрочество» показывает уже не ребенка, а подростка, закомплексованного и никому не нужного. После смерти матери Николай страдает от недостатка внимания. Бабушка его воспитанием не занимается, у отца своя жизнь, а отношения с новым гувернером не складываются. Ощущая себя одиноким, мальчик погружается в размышления. Он анализирует поступки окружающих и делает свои выводы. Тем не менее натура у Николеньки очень ранимая и чувствительная.

Пора юности меняет Николая Иртеньева. Он готовится к поступлению в институт. У него грандиозные планы и мечты. Из стеснительного подростка он превратился в ответственного юношу. Молодой человек стремится самосовершенствоваться. Для него важно быть чистым, высоконравственным человеком. Он с упоением кается в своих грехах, но чувство гордости и самовлюбленности берет верх над смирением. Разговор с ямщиком охлаждает его пыл, и герой осознает свою ошибку.


Произведение имеет общечеловеческую ценность еще и потому, что оно поучительно. В нем показан юноша, который поддается соблазнам окружающего мира. Он ощущает себя взрослым и хочет вести такую же жизнь, но неокрепший ум и совесть не готовы к кутежам, любви и легкомыслию. Кто из молодых людей в настоящее время не бросался «во все тяжкие»? Урок, который получил Николай, учит читателей не делать таких ошибок.

Встречи с различными людьми накладывают отпечаток на его образ мыслей. Дмитрий Нехлюдов многому научил его: отстаивать свое мнение, не попадать под влияние окружающих. Но главное — его образ мыслей помог Николаю глубже анализировать поступки людей и видеть их сущность. Именно поэтому происходит охлаждение отношений между бывшими друзьями.

Поучительна встреча со студентом Зухиным. Она расставила в жизни Иртеньева приоритеты. Ему вдруг становится предельно ясно, что главный смысл жизни в заботе о других, доброте, милосердии и любви. А всё внешнее: этикет, танцы, начищенные сапоги, разговор по-французски лишь ложные представления о человеке. Искренняя исповедь Николеньки, его мысли и рассуждения говорят о том, что перед нами правдивый человек с чистым сердцем, готовый меняться и развиваться внутренне.

Последняя глава называется «Я проваливаюсь». Это не только провал на экзаменах, это провал его прежней морали и философии. Теперь Николенька встал на правильный путь, который поможет ему внутренне совершенствоваться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Диалектика души в повести Толстого «Юность»
  • Юность глазами Толстого (по повести «Юность»)
  • Основной конфликт в повести Толстого «Юность»
  • Отзыв о повести Толстого «Юность»