Пейзаж и его роль в пьесе Островского «Гроза»


В пьесе А.Н. Островского «Гроза» особую роль играет пейзаж.

Наиболее ярким образом становится образ грозы. Он становится не только символом надвигающейся трагедии, но и действующим лицом – реальным явлением природы. В первом действии гроза только ощущается, но Катерина уже ее боится. Появление образа грозы в самом начале повествования уже дает настроение печали и трагедии, намекает читателю, что финал драматического произведения будет трагичным. Читатель, как и Катерина, каждую минуту чувствует надвигающуюся грозу.

Образы природы помогают в раскрытии характеров персонажей. Если представители «темного царства» верят в греховное предназначение грозы, то Кулигин положительно относится к грозе, отмечая ее живительную силу: «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой». В этих словах свободная и счастливая природа противопоставляется несвободному и оттого несчастному народу.

Кулигин и Катерина умеют видеть красоту природы. Вся пьеса открывается разговором Кудряша и Кулигина, который говорит: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Кудряш не способен увидеть красоту природы, он не понимает, что хочет сказать Кулигин. Автор показывает, что представители «темного царства» на это не способны. Только представители «нового» могут ощущать природу и видеть ее красоту. Все действие проходит в городе на берегу Волги. Большинство жителей Калинова не обращают внимание на то, в каком живописном месте они живут.


Еще в первом действии полусумасшедшая барыня, показывая на Волгу, говорит так: «Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!». Это предзнаменование будет проходить через все произведение, вновь подчеркивая трагичность повествования.

Природа выполняет особо важную функцию в четвертом действии, когда погода начинает ухудшаться: накрапывает дождь, собирается гроза. По мере развития действия погода еще больше ухудшается: «Ну, все небо обложило».

Пока все жители Калинова беспокоятся о том, что их намочило дождем, Катерина волнуется по другому поводу. Для нее гроза – нечто плохое, указывающее на грех. Слыша удары грома, Катерина думает о том, что это ее смерть. Она терзается и мучится думами о своем греховном поступке. Дождливая погода и гроза способствуют тому, что Катерина, все больше чувствуя угрызения совести, открывает правду перед Тихоном, всей семьей Кабановых и перед спрятавшимися от дождя жителями Калинова.

Если на протяжении всего повествования показан образ природы как символ греха и трагедии, то, когда Катерина начинает задумываться о самоубийстве, природа играет совершенно другими красками: «Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие...». Такое пейзажное описание помогает передать мысли Катерины, которая думает о том, что смерть лучше жизни в «темном царстве».

Неслучайно Катерина выбирает такой способ покончить с собой: броситься в реку Волгу. Она как будто посмертно соединяется с природой. Автор показывает, что река поглощает Катерину, что природа оказывается намного сильнее человека.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Катерины и Татьяны Лариной
  • Сравнительная характеристика Катерины и Веры
  • Как повлияла гибель Катерины на других жителей города Калинова?
  • Феклуша и Кулигин — полюса калиновского мира (по пьесе Островского «Гроза»)