«Полковые дамы» в повести Куприна «Поединок»


В повести А.И. Куприна «Поединок» внимание уделяется не только мужским образам, но и женским. Это так называемые «полковые дамы», приближенные к офицерам.

В произведении демонстрирует пошлое общество дам. Они посещают различные балы и мероприятия. Иронически подчеркивается, что приехать в дом на мероприятие первой из дам считалось жестом неправильным. Можно сказать, что «полковые дамы» играют в светское общество. Не имея ничего внутри, женщины стараются показать свое величие. Духовно ограниченные, внутренне некрасивые женщины наряжаются для того, чтобы показать свою внешнюю красоту, так как для них значение имеет лишь внешность.

А.И. Куприн, демонстрируя то, как офицеры с каждым днем становятся все более жестокими, показывает и то, что черствеют и души «полковых дам». Это бесчувственные женщины, которые думают лишь о собственных судьбах. В повествовании женщины называются манекенами и куклами. Такие характеристики подчеркивают отсутствие у «полковых дам» души.


В «Поединке» показано и то, что «полковые дамы» изменяют своим мужьям. Ярким образом является образ Раисы Петерсон. В ходе повествования читатель узнает о том, что с ней в любовных отношениях состоит главный герой повести. Ромашов понимает, что их связь неправильна, поэтому решает прекратить все отношения с Раисой Петерсон. Из разговора между героями понятно, что Ромашов – не единственный любовник Раисы Петерсон. Главный герой раскрывает ее душу: она любит находиться в центре внимания, любит быть скомпрометированной новой любовной связью. Раисе Петерсон нет дела до чувств своего мужа, она равнодушно обманывает его и порочит как свою, так и его честь.

Раскрывая образ Раисы Петерсон, А.И. Куприн демонстрирует, что для «полковых дам» брак не имеет значения. В большинстве случаев женщины не любят своих мужей. Это касается и Шурочки, которая представлена Ромашовым как женщина идеальная. Стараясь выйти из статуса «полковой дамы» и отправиться в столицу, Шурочка, которая говорит Ромашову, что никогда не изменит своему мужу, все же отдается Ромашову перед его поединком. Это говорит о том, что и Шурочка, которая не терпит то, чем отличаются «полковые дамы», схожа с ними.

А.И. Куприн демонстрирует, что для «полковых дам» важны собственные цели. Оскорбленная тем, что Ромашов прекратил с ней любовную связь, Раиса Петерсон мстит, отправляя Николаевым анонимные письма. Героиня идет на поводу собственных чувств и страстей, не думая о последствиях. Шурочка думает о том, как бы поскорее выбраться в столицу. Именно поэтому она помогает Николаеву в подготовке к экзаменам. И именно из-за этого она приходит к Ромашову в ночь перед его дуэлью с Николаевым. Анализ образа Шурочки показывает, что она готова на все, чтобы достичь своих целей. И если Раиса Петерсон представлена как типичная «полковая дама», то Шурочка высказывает свое недовольство жизнью таких женщин, но все равно является частью данной группы женщин.

Таким образом, изображая праздных, пошлых и развратных «полковых дам», стремящихся не к внутренней, а к внешней красоте, А.И. Куприн усиливает трагичность среды, в которой оказался центральный персонаж. В обществе нет ни семейных, ни любовных ценностей. Женщины думают лишь о себе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема личности в повести Куприна «Поединок»
  • Тема любви в повести Куприна «Поединок»
  • Тема доблести офицера в повести Куприна «Поединок»
  • Каково значение названия повести Куприна «Поединок»?