Признаки сказки в сказке «Царевна-лягушка»
Русский фольклор многогранен. В особенности это касается его эпических произведений. Например, сказок. Обычно литературоведы выделяют три основных жанра: бытовая сказка, сказка о животных и волшебная сказка, ярким примером которой является «Царевна-лягушка». Каковы основные признаки волшебной сказки можно здесь выделить? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к содержанию текста и проанализируем его.
Из самого определения становится понятно, что в волшебной сказке большое значение будет иметь наличие фантастического события с такими же персонажами. В случае «Царевны-лягушки» это женитьба младшего сына старого царя Ивана на лягушке, говорящей по-человечески. Она же превращается в Василису Премудрую.
Однако лягушка - не единственное говорящее животное в данном тексте. Вспоминая эпизод, когда Иван отправился на поиски супруги, важно обратить внимание на некоторые детали: по пути ему встречаются животные, которые тоже говорят по-человечески и повторяют примерно одну и ту же фразу: «Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь». В результате, они помогли главному герою победить зло и спасти Василису.
Как и в любой русской сказке, здесь также присутствует зачин, который в фольклоре использовался для того, чтобы ознакомить читателей с местом действия: «В некоторым царстве...» и с основными героями: «Жили-были...».
В контексте анализируемой сказки основные события разворачиваются в государстве некого пожилого царя, имеющего трёх сыновей. Сразу стоит отметить троекратные повторы: трое сыновей-царевичей, три испытания, которые дал старый царь своим невесткам (шитье рубашки, выпекание хлеба, тканье ковра), за тридевять земель должен был искать Иван похищенную Кощеем Василису Премудрую.
Дело в том, что в русских народных сказках большое значение имела цифровая символика. Так число 3 воплощало духовное начало человека. А сюжет в «Царевне-лягушке» и построен на духовном росте героев, их пути к добру и стремлении победить зло - Кощея Бессмертного. Тот же Иван-царевич проходит испытания, чтобы понять истинную ценность жизни, которая заключается не в красоте, а в нравственности и внутреннем мире человека. Ведь в начале сказки он судил о жене по её внешнему облику и влюбился, когда она явилась на пир не в лягушачьей шкуре, а в образе красивой девушки.
Однако помимо троекратных повторов, в сказке имеются и обычные повторы, что отчётливо прослеживается в эпизоде испытаний от свёкра, когда о работах Царевны-лягушки он отзывается, что рубашку только «в праздник» носить, хлеб «в праздник есть», то же самое и с ковром - его на торжестве стелить.
Вкратце стоит упомянуть и наличие волшебных предметов, которые являются одними из признаков, характерных для сказок. Сюда можно отнести клубок, указывающий верную дорогу. Его старичок подарил Ивану-царевичу, чтобы тот поскорее нашёл царство Кощея Бессмертного, куда и была похищена Василиса Премудрая. Также избушка на курьих ножках - дом Бабы-Яги, которая рассказывает, как победить Кощея.
Таким образом, самым важным признаком сказки в «Царевне-лягушке», является победа добра над злом: Кощей умирает, а Иван-царевич осознает истинные ценности жизни, за что получает в награду счастье и любовь.