Проблематика рассказа Андреева «Кусака»


Л.Н. Андреев в своем рассказе «Кусака» поднял важные и актуальные во все времена проблемы. Это нравственные проблемы, затрагивающие сущность человеческого существования.

Писатель показывает судьбу одной собаки. Действия людей влияли на ее поведение. Первоначально Кусака хотела быть полезной людям, она хотела общения с ними. Однако люди кидались в нее палками и не давали играть с ними. Собака неосознанно стала копить в себе злость по отношению к людям. Эта злость стала ярче, когда один мужчина, который шел из кабака, беспричинно ударил ее. В этот момент доверие к людям было потеряно. Собака стала убегать от людей и даже нападать на них. Такое поведение можно назвать защитной реакцией. Кусака вела себя так, как с ней себя вели люди. На зло собака отвечала злом. Это говорит о том, что и животные, и люди всегда будут относиться к другим так, как относятся к ним.

Л.Н. Андреев показывает, что злоба у Кусаки появилась только после того, как стали избивать ее. Автор демонстрирует, что поведение одного живого существа является подобным тому, что оно испытывает к себе. Причем в образе собаки можно увидеть и человека. Если к ребенку будут относиться неуважительно и жестоко, велика вероятность того, что и он вырастет человеком жестоким и равнодушным, неспособным к любви и ласке, как это было с Кусакой.


Помимо обобщенных тем милосердия, добра и помощи, Л.Н. Андреев поднимает проблему отношения людей к животным. Семья, которая на лето приехала на дачу, игралась с собакой, заботилась о ней. Это позволило Кусаке доверять людям. Однако все изменилось, когда дачникам пришлось уезжать. Мать девочки Лели не согласилась взять Кусаку домой, аргументировав тем, что у них нет двора, где бы они держали собаку. На самом деле причина заключалась в другом: Кусака была обычной дворняжкой, а маме Лели хотелось держать в своем доме породистую собаку. Это говорит о том, что для дачников Кусака была игрушкой, которой они попользовались и потом бросили, когда она стала непригодна для них. Автор обращает внимание читателей на то, что человек в ответе за тех, кого он приручил.

Поступки людей, описанные в рассказе Л. Н. Андреева, демонстрируют то, что не всегда добро является добром. Дачники позволили собаке привязаться к ним, дали Кусаке надежду на счастливую жизнь рядом с теми, кому она может послужить, хотя знали, что они не смогут взять ее домой.

Таким образом, люди дали собаке надежду, а потом жестоко ее отобрали. Девочка Леля, которая говорила Кусаке, что любит ее, даже не попрощалась с ней перед отъездом. Это говорит о несерьезности поступков, о несправедливом отношении к животному, которое открыло людям свою душу.

Автор сначала называет дачников добрыми людьми, но в финале произведения он демонстрирует всю их безнравственность. Семья оставила собаку в одиночестве, не задумываясь о том, как она будет существовать дальше. Не зря на протяжении всего повествования Л.Н. Андреев подчеркивает, что страх навсегда оставался рядом с Кусакой. Безнравственный поступок людей был ожидаем. Однако оправдать его нельзя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Кусаки в рассказе Андреева «Кусака»
  • Образ Лели в рассказе Андреева «Кусака»
  • Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Андреева «Кусака»)
  • Над чем меня заставил задуматься рассказ Андреева «Кусака»?