Прошлое, настоящее и будущее в рассказе Бунина «Чистый понедельник»


И.А. Бунин создал рассказ «Чистый понедельник» в 1944 году. В это время писатель находился в эмиграции, он очень переживал за судьбу своей Родины и видел будущее России в её духовном очищении. Неслучайно многие литературоведы считают, что путь главной героини сходен с тем, который проходит Россия.

Читатель, начиная погружаться в рассказ, попадает в начало двадцатого века. Он знакомится с приметами того времени, бытом, людьми. Кажется, что автор помнит мельчайшие детали, чувствует запахи, слышит звуки и вновь переживает ту ситуацию. При этом настоящее, в котором живут герои, тесно переплетается с прошлом. О давних временах проникновенно рассказывает героиня. Кроме этого древнее, исконно-русское видно в архитектуре Москвы. Названия храмов, кладбищ переносят нас на несколько сот лет назад и заставляют узнать об их происхождении. Так, в тексте упоминается храм Христа Спасителя, Новодевичий монастырь, Рогожское кладбище. Историческая атмосфера передается с помощью молитв, которые произносит героиня, имен исторических деятелей того времени. Это Ослабя, Пересвет, Святослав, Юрий Долгорукий.


Чтобы отразить древнюю эпоху наиболее тонко и правдиво, И.А. Бунин использует разнообразную лексику, которая включает архаизмы. Рассказывая о похоронах епископа на раскольничьем кладбище, Она употребляет слова, значение которых современным людям может быть неизвестно. Например, «воздух» — это ткань, которой накрывают священные дары; «рипиды» — круглое изображение шестикрылого Серафима, «трикирий» — подсвечник с тремя отверстиями для свечей, который держат в руках служители церкви. Факты о Петре и Февронии, о послушниках героиня рассказывает проникновенно, с особым торжеством и уважением.

Эти упоминания об истории России переплетаются с современным миром. Персонажи живут так, как большинство жителей 1912 года. Вечерами на улицах зажигается в фонарях газ, торопятся трамваи, снуют извозчики. В квартирах заметно сочетание восточного и западного: турецкий диван и дорогое пианино. Приметы московского быта: рестораны «Прага», «Метрополь», капустники, лекции известных людей. Культура и искусство соответствуют тому времени. Герой увлекается писателями, которые пишут в направлении импрессионизма. Ощущение реальности привносят лица, которые работали в Художественном театре: Качалов, Станиславский, Москвин. И. Бунин показывает современников с изрядной долей юмора. Это связано с тем, что писатель не принимал декадентство, особенно символистов.

Таким образом, прошлое показано автором с невероятной правдивостью, с любовью и сожалением об ушедших временах. Настоящее — это мельканье лиц, ирония, какая-то истерическая суматоха и пустая действительность. А вот будущее — это тревожное ощущение перемен. Мы не знаем, что произойдет, судьба России скрыта от нас. Мы должны довериться судьбе и верить в то, что только возвращение к своим духовным истокам должно спасти страну от беды.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образы-символы в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Какие цвета в рассказе Бунина «Чистый понедельник» являются ведущими?
  • Любовь — «краткий гость на земле» (по рассказу Бунина «Чистый понедельник»)
  • Сопоставление финал рассказа Бунина «Чистый понедельник» с финалом романа Тургенева «Дворянское гнездо»