Психологическая тема в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»


В бунинском рассказе «Антоновские яблоки» звучат три темы: социальная, психологическая и тема природы.

Психологическая тема связана с образом рассказчика, который в повествовании раскрывается с помощью разных временных пластов. С каждой главой рассказа герой взрослеет.

В первой главе рассказчик представлен как ребенок. Он воспринимает окружающий мир совсем по-ребячески. Можно сказать, что в этой главе представлено сказочное восприятие действительности. Рассказчик особое внимание уделяет природным зарисовкам, отдельным деталям. Именно мальчик-рассказчик обращается к запаху антоновских яблок, про которые будет вспоминать и думать всю свою жизнь.

Во второй главе рассказчик является юношей. Перед читателями уже не маленький ребенок, но и еще не взрослый человек со зрелым мировоззрением. Рассказчик вспоминает усадьбу Анны Герасимовны, своей тетки. Воспоминания наполнены теплотой и любовью, рассказчик все еще ощущает запах антоновских яблок. Однако переход от состояния ребенка к подростковому возрасту подчеркивается тем, что рассказчик уже видит изменения в мире и изменения в быту и укладе.


В третьей главе рассказчик – уже взрослый и зрелый человек. Воспоминания о доме Арсения Семеныча помогают продемонстрировать, что рассказчик занимается охотой, наравне с другими гостившими Арсения Семеныча веселится, ест и пьет. Рассказчик сравнивает усадьбы Анны Герасимовны и Арсения Семеныча, подчеркивая, что вторая усадьба менее домовитая, чем первая. Герой не говорит о том, что во владениях Арсения Семеныча пахнет антоновскими яблоками, однако в саду еще можно их встретить, и тогда вкус оказывается необычайным. Эта деталь говорит о том, что антоновские яблоки для рассказчика – символ прекрасного прошлого, поэтому он ищет их и радуется, когда находит.

В четвертой главе рассказчик с сожалением отмечает, что из усадеб исчез запах яблок, а те старики, которые отличались долголетием, уже умерли. Умерли и Анна Герасимовна, и Арсений Семеныч. Рассказчик отмечает, что прежний уклад жизни изменился, что он навсегда потерян. Рассказчик потерял все, что было дорого его сердцу. Поэтому этот рассказчик-старик не видит смысла дальнейшей жизни, он одинок и желает обращаться к событиям прошлого.

Демонстрируя временную цепочку «мальчик – юноша – взрослый – старик», И.А. Бунин показывает, что в начале повествования рассказчику радостно, он стремится жить, а уже в финале произведения ему скучно и одиноко. Как видно из повествования, круг впечатлений рассказчика и его воспоминаний намного сужается, он перестает акцентировать внимание на деталях, он переходит от статичного описания к динамичному. Это показывает, что рассказчику грустно от осознания того, что прошлое уходит и прежняя усадебная жизнь увядает и угасает.

Таким образом, психологическая тема рассказа «Антоновские яблоки» связано с эмоциями, чувствами, размышлениями рассказчика, его настроением и восприятием окружающего мира.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема природы в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»
  • Художественные особенности рассказа Бунина «Антоновские яблоки»
  • Проблематика рассказа Бунина «Антоновские яблоки»
  • История создания рассказа Бунина «Антоновские яблоки»