Реальное и фантастическое в сказе Бажова «Медной горы Хозяйка»


События сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка» развиваются в двух мирах: реальном и фантастическом. Они тесно взаимосвязаны, так как герои произведения «попадают» в чужие для себя миры. Примечательно, что Хозяйка может свободно пребывать в человеческом мире, а вот человек попадает в царство малахитницы только с ее разрешения и под ее присмотром.

Сначала автор описывает обычное для читателя событие: двое работников завода спускаются к подножью горы, чтобы посмотреть на траву. Мы понимаем, что перед нами обычные крестьяне. Когда один из товарищей засыпает, второй замечает красивую девушку неподалеку от горы. Так автор постепенно переходит к фантастическому плану произведения. Красавица оказывается Хозяйкой Медной горы. Она заводит беседу с незваным гостем. Вот тут-то и начинаются чудеса. Степан замечает ящериц, а потом с удивлением узнает, что это слуги малахитницы. Они слушаются ее, понимая даже без слов. Потом же сама Хозяйка превращается в ящерицу.

После первой встречи с волшебной красавицей Степан возвращается на завод. Этот эпизод изображен в реалистичном плане. В нем автор раскрывает тему крепостничества. Читатель может понаблюдать, как жили люди, подчиненные барину. Рабочий день крестьян начинается со встречи с приказчиком, которого люди очень боятся. Они прекрасно знают, что этот человек может принести горе не только им, но и их семьям. К приказчику обращается Степан Петрович, рассказывая о просьбе Хозяйки медной горы. «Душной козел» воспринимает это как пьяный или безумный лепет. Парня наказывают: приковывают цепью и приказывают выполнить двойной урок. Наказание вполне реальное.


В пещере опять начинаются чудеса: малахиты сами сыпятся к ногам парня, а потом появляется Хозяйка. Теперь читатель вместе со Степаном попадает в ее царство. Все здесь кажется ему волшебным: комнаты с алмазами и малахитами, огромные запасы руды. Малахитница спрашивает парня, возьмет ли он ее в жены, но он отказывается. Хозяйка обещает ему свободу и передает большую шкатулку с драгоценностями для Настеньки. В человеческом мире малахитовая шкатулка чудесным образом становится маленькой. Сцена прощания Степана и Хозяйки также фантастическая. Девушка роняет слезы, а они превращаются в драгоценные камни.

После второй встречи парень снова возвращается в реальный мир, но чудеса не прекращаются. Малахитница помогает ему добывать драгоценные камни и руду. В человеческом мире господствует жадность, поэтому для получения свободы Степану Петровичу приходится выполнять прихоти барина. После того, как герой берет у Хозяйки большой малахитовый камень, она не помогает не так охотно.

Смерть главного героя изображена в фантастическом плане. Он умирает неподалеку от Медной горы. Возле его тела крестьяне замечают большую ящерицу. В руке Степан держит драгоценные камни-слезы, которые рассыпаются, как только их пытаются достать.

Переплетение реального и фантастического помогает автору показать крепостничество изнутри, а также напомнить читателю, что шутки с нечистой силой добром не заканчиваются.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Степана в сказе Бажова «Медной горы Хозяйка»
  • Образ Хозяйки в сказе Бажова «Медной горы Хозяйка»
  • Что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы? (по сказу Бажова «Медной горы Хозяйка»)
  • Образы отрицательных героев в сказе Бажова «Медной горы Хозяйка»