Смешон или трагичен Желтков? (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)


«Гранатовый браслет» написан А.И. Куприным в 1910 году, в основе повести лежит реальная история. В жизни все закончилось достаточно просто и прозаично, после беседы, проведенной с незадачливым влюблённым, он прекратил писать письма и женился на другой девушке. Куприн переосмыслил историю, придав ей трагико-романтический оттенок.

Куприн, создавая образ главного героя, пытается придать ему двойственность, неоднозначность. Персонажи повести делятся на две группы: одни смеются над его любовью, другие относятся к ней серьезно и уважительно.

Мелкий чиновник Желтков влюбился в княгиню Веру Шеину и шлет ей письма с признаниями. Потом, вняв ее просьбам, ограничивается открытками по праздникам. Муж Веры рисует в домашнем альбоме смешные истории из жизни родных и знакомых. Один из комиксов посвящен Вере и влюбленному в нее телеграфисту, который в рисунках Василия Львовича выглядит комично. Познакомившись с Желтковым, князь с уважением относится к его чувствам. Весь облик чиновника показывал громадное страдание, жизни без Веры для Желткова не существовало. В предсмертном письме он признается, что вся его жизнь заключается только в ней. Он боготворит возлюбленную, адресуя ей слова молитвы «Да святится имя твоё».


Желтков добровольно уходит из жизни, не желая больше доставлять беспокойство Вере Николаевне. Узнав о смерти своего обожателя, Вера хочет непременно увидеть его. Этот эпизод раскрывает величие Желткова, его превосходство над другими персонажами. Покойный выглядел спокойно и важно, на его лице застыла улыбка. Казалось, что он разгадал величайшую тайну в мире, ради которой стоит жить. Желтков смог постичь свое предназначение, и ушел, выполнив его.

Куприн сравнивает героя с великими страдальцами Пушкиным и Наполеоном, чьи судьбы были величественны и трагичны одновременно. Автор приравнивает талант любить, которым в совершенстве овладел Желтков, к поэтическому таланту Пушкина. Он ставит его на одну ступень с вершителем судеб мира Наполеоном. Любовь возвышает маленького человека Желткова до недосягаемой высоты. Человек, умеющий любить с такой самоотдачей, с таким самопожертвованием, не надеясь на взаимность, не может быть смешон.

Генерал Аносов говорит о том, что любовь – это трагедия, «величайшая тайна» на земле. Желтков подходит под это определение, он выглядит трагично и величественно. После смерти герой все же достигает своей мечты: княгиня Вера поцеловала его и, слушая мелодию Бетховена, как он завещал, она плакала. В это мгновение она любила Желткова, но великая любовь, о которой мечтают все женщины, прошла мимо нее.

Куприн изобразил в своем произведении величие любви, которая не подчиняется никакой власти, не зависит от социального положения, материального благополучия, она оказалась даже сильнее смерти. Писатель показал, как может быть велик человек, умеющий любить по-настоящему. Любовь – это счастье и трагедия, герой повести погибает счастливым. Это, несомненно, трагический образ, но наполняющий душу светом и внушающий оптимизм.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему повесть Куприна «Гранатовый браслет» заканчивается трагически?
  • Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)
  • Желтков «великий» или «маленький человек»? (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)
  • Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)