Смысл названия романа Достоевского «Идиот»
Знаменитый роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот» был написан за границей. Автор находился вдалеке от родины, но прекрасно знал, что там происходит. Большее число сложностей вызвал план произведения, он постоянно видоизменялся, усложнялся, а вот написание прошло легко и непринужденно.
Главная идея романа – изображение человека прекрасного и положительного во всех отношениях. Эта задача не из легких. Ведь прекрасное – это не что иное, как идеал, а изобразить его достоверно вряд ли представляется возможным.
На свете все-таки есть одно прекрасное лицо? Как вы думаете, кто это? Конечно, Иисус Христос. Явление его народу – бесконечное и невообразимое чудо.
Но как соотнести название романа и тот идеал, воплощением которого в романе стал Лев Николаевич Мышкин? Почему же тогда писатель назвал героя, который наивен и чист, готов на самопожертвование ради другого человека, является настоящим примером, идиотом?
Ответ на этот вопрос есть. Главный герой романа Достоевского, «Князь Иисус Христос» в земном обличье, так его именует сам автор в черновых набросках, так прекрасен как раз потому, что идиотичен. Правда, не следует забывать и о значении слова «идиот». В переводе с греческого языка оно означает «отдельный человек». То есть тот, кто не похож на остальных, отличен от человеческих страстей и грехов, не идущий за толпой, а выбравший свое индивидуальное направление.
Он придерживается только своих внутренних принципов и убеждений, внешние воздействия не имеют на него никакого влияния. В нем еще есть импульсы, присущие первоначально заложенным устоям, - мир во всем мире, все люди – братья. Эти природные черты вступают в дисгармонию с окружающим миром. И под давлением оказываются нормальные, совершенно здоровые люди.
Вспомните, с каким почтением на Руси относились к юродивым. Их нельзя было обидеть, эти люди отмечены самим Богом.
Таким образом, «идиот» Федора Михайловича сохранил в себе чистыми все моральные реакции и помыслы. Поэтому-то он так симпатичен окружающим и притягивает к себе абсолютно разных людей. Все они еще не забыли христианские заповеди, и этот человек, как олицетворение оных, привлекает к себе.
Следуя идее Достоевского, мы понимаем, что если ум не управляет человеком, тот предается греховным мыслям, следует распутному велению сердца, воспламеняется такими чувствами, как зависть, гордыня, корысть.
А там, где все наоборот, и главенствует разум, человек свободен от житейской суеты, духовно чист и озарен, нравственно богат.
Князь Мышкин, естественно, второй тип. Он совершенно не зависит от окружающей обстановки, от власти денег, которая тяготит над всеми. Для Рогожкина он настоящий юродивый, хотя бы еще и потому, что совершенно чужд чувственных наслаждений. Князь целомудрен и непорочен, и это, как броня, защищает его от зависти, мести, мелочности и обид.
Князь Мышкин оказывает влияние на всех персонажей, с ним связанных. Без него невозможно их преображение и воскрешение.