Сопоставительный анализ стихотворений Гумилева «Капитаны» и «Канцона вторая»


Стихотворения «Капитаны» и «Канцона вторая» – поистине гениальные произведения Николая Степановича Гумилева, удостоившиеся высокой оценки как современников поэта, так и миллионов читателей последующих поколений. Оба стихотворения философичны, невероятно эстетичны, насыщены средствами изобразительной выразительности, включают патриотические и лирические компоненты. По жанру оба лирические произведения можно отнести к элегии.

Что общего между стихотворениями «Капитаны» и «Канцона вторая»?

Как в первом, так и во втором стихотворении лирический герой – зачарованный романтик, борец, постоянно пребывающий в противостоянии. Герой отличается мужеством, решителен и отважен, любит бросать вызов, идет на риск. Он не терпит однообразия и скуки, его душа жаждет новизны и приключений. Немногие люди понимают его, далеко не со всеми он может найти общий язык.


Различия

Первый стих оптимистичный, жизнеутверждающий, второй наполнен меланхолией, безразличием. В «Капитанах» происходит быстрая смена событий: вот бесстрашный капитан мчит судно вперед, вот смелые матросы отмечают прибытие в порт шумной пирушкой. Фантастический зловещий призрак Летучего Голландца постоянно бродит поблизости, навевая чувство страха и благоговения одновременно.

Идея автора в первом стихотворении – показать новизну и драйв там, где есть место приключениям. Постоянное движение, риск – вот для чего следует жить, вот что есть рецепт живой, насыщенной жизни.

Облик лирического героя – бесстрашного капитана – излучает силу, опыт и уверенность. Старый моряк не боится сгинуть в морской пучине, сложить голову в борьбе с пиратами. Автор выражает восхищение перед такими людьми, удивляется их выдержке и бесстрашию.

Если в стихотворении «Капитаны» лирический герой захвачен живым интересом к происходящему (он как бы созерцатель и участник одновременно), то в стихотворении «Канцона вторая» происходит противостояние героя с другими людьми. Здесь уже герой наполнен совсем другим настроением: он бездеятелен, опустошен, обесточен. Его охватывает черная тоска, он не видит смысла жить и что-то вообще делать. Он все время оказывается «на задворках мира», обездолен, незамечен.

Окружающая действительность – «гниющий водоем», из которого, как из болота, невозможно выбраться. Время предстает коварным врагом, оно безжалостно отбирает последнюю надежду на спасение. Герой погряз в прокрастинации, он раздражен. Лишь уход от серой действительности в мир грез способно как-то скрасить его мрачное существование. Юноша верит, что где-то есть лучший мир, более счастливый и дружелюбный.

«Канцона вторая» выдержана в едином размере – написана пятистопным хореем, все четыре части «Капитанов» имеют различный размер. Первая часть представлена трёхстопным анапестом, вторая – четырёхстопным амфибрахием, третья – четырёхстопным хореем, четвёртая – четырёхстопным ямбом. В обоих стихотворениях идет перекрёстная рифмовка.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие жизненные поступки Гумилёва созвучны мировоззренческой позиции его лирического героя?
  • Выделите и охарактеризуйте приметы романтического стиля в стихотворениях Гумилёва
  • Каковы образные средства выражения в поэзии Гумилёва волевого, мужественного начала?
  • Что мне близко в поэзии Николая Гумилёва?