Сопоставительный анализ сцены казни Пугачева в «Истории Пугачёва» и в «Капитанской дочке»


Образ Емельяна Пугачева в творчестве Пушкина занимает особое место. Поэт изучал все доступные материалы, касающиеся крестьянского бунта и личности его предводителя. Собранный материал он использовал при написании исторической монографии «История Пугачева». На этой книге Пушкин мог бы «закончить» с Пугачевым, но не смог, так как чувствовал какую-то недосказанность. Поэтому спустя некоторое время появляется роман «Капитанская дочка», где центральным образом вновь становится знаменитый мятежник. Две книги – один герой, хотя есть ощущение, что и героя два. Ведь Пугачев «Истории Пугачева» и Пугачев «Капитанской дочки» имеют значительные отличия. Об этой разнице прекрасно написала поэтесса Марина Цветаева в своем эссе: «Как Пугачёвым «Капитанской дочки» нельзя не зачароваться — так от Пугачёва «Пугачёвского бунта нельзя не отвратиться». Как же так вышло?

В монографии Пушкин изобразил того Пугачева, о котором узнал из исторических документов. Однако поэт чувствовал, что доступных материалов ему не хватило для создания образа человека, который сумел организовать народное восстание. К тому же, не всем историческим сведениям о Пугачеве можно было доверять. И тогда на помощь Пушкину приходит его поэтический талант. Так на страницах романа «Капитанская дочка» появляется загадочный и благородный «народный царь», не лишенный определённой жестокости, но умеющий ценить доброту и честность.

Сцены казни Пугачева в двух произведениях также имеют отличия.


В «Истории Пугачева» лидер восстания изображён малодушным человеком, который отчаянно цепляется за возможность выжить. И это не удивительно, ведь и до момента суда он часто выбирал свою безопасность, принося в жертву то любимую женщину, то друга. Согласно письму Екатерины II, перед судом Пугачев оказал неожиданную слабость духа. Например, перед графом Паниным он встаёт на колени и просит о помиловании.

В романе «Капитанская дочка» сцена казни изображена всего в нескольких предложениях. В них говорится, что Пугачев узнал в толпе Петра Гринева и кивнул ему головой, «которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Однако в этом столь сжатом описании автор сумел показать, что твердость духа не покинула героя и в момент казни. Он чувствовал свою связь с Гриневым даже тогда, а значит, и со своим добрым началом.

Сопоставительный анализ сцены казни Пугачева в «Истории Пугачёва» и в «Капитанской дочке» показывает, что исторический Пугачев в значительной мере уступает его поэтическому образу в романе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие человеческие качества Гринёва и Пугачёва подвергаются испытанию в главе XI «Мятежная слобода»? (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Почему самое важное и сокровенное — причины своего бунтарства — Пугачёв излагает в виде сказки? (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Почему Пугачёв отпускает влюблённых? Как это соотносится с пророческим сном Гринёва (глава II «Вожатый»)? (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Образ Андрея Петровича Гринёва в романе Пушкина «Капитанская дочка»