Сравнительная характеристика Бориса, Глеба и Святополка


«Сказание о Борисе и Глебе» построено на приеме противопоставления. Праведные Борис и Глеб противопоставлены окаянному Святополку, который решился на братоубийство.

В первую очередь противопоставляются поступки героев. Когда умирает князь Владимир, Святополк скрывает эту информацию, чтобы завладеть властью. Борис же и Глеб плачут по умершему отцу. Они не стремятся к власти.

Ради корыстных целей Святополк готов на все, даже на убийство своих родственников. Он начинает планировать, а затем осуществлять братоубийственные действия. Сначала Святополк дает своим слугам приказы убить Бориса, а затем Глеба. Если бы не сила и смелость Ярослава, Святополк бы умертвил всех остальных наследников владимирской власти.

Борис и Глеб не могут поднять руки на своего брата. Вместо битвы они выбирают собственную смерть. Братья не могут ненавидеть Святополка, потому что они считают его близким родственником.

На яркое противопоставление указывают и имена прилагательные, которые использует автор при описании образов Бориса, Глеба и Святополка. Постоянная характеристика Бориса – блаженный. Это же прилагательное используется и для описания Глеба. Святополк же часто описывается как человек окаянный. Это слово является неотделимой характеристикой Святополка.

Для описания Бориса используются также следующие слова: скоропослушливый, богоблаженный. Борису даны следующие характеристики: послушный, правдивый, любимый матерью, тихий, кроткий, смирный, щедрый. Борис всегда и всем помогал. Подчеркивается, что Борис имел ангельское лицо, честное и милостивое тело. Дружина Бориса называла его милостивым князем, поводырем для слепых людей, одеждой для голых людей, посохом для старцев, наставником для неразумных.


Юный Глеб обладает кротким взором. Он сравнивается с непорочным и невинным ягненком. Это говорит о послушании Глеба. Когда слуги Святополка убивают Глеба, так приносится «чистая и благоуханная» жертва.

Святость Бориса и Глеба автор произведения отмечает не только после их смерти, но и в земные времена. Подчеркивается святость сердца и головы Бориса.

В отличие от Бориса и Глеба, которые всегда говорили правду, Святополк жил по принципам лжи. Он обманул Бориса, когда сказал ему, что хотел жить с ним в мире и согласии, а также солгал Глебу, сказав, что отец очень болен и ждет его у себя.

Святополка часто называют в «Сказании о Борисе и Глебе» треклятым человеком, который тесно связан со злодеяниями. Святополк имеет злобный голос и прескверные уста. Герой даже называется злым сообщником самого дьявола. Сатана управляет Святополком.

Противопоставляются и смерти Бориса, Глеба и Святополка. Родные братья умирают как настоящие герои, отказавшиеся от мести и убийства. Святополк же «бесчестно» умирает от безумия и Божьего гнева.

Могилы Бориса и Глеба благоухают и способствуют исцелению мимо проходящих людей. От могилы же Святослава исходит ужасный смрад.

Бориса и Глеба причисляют к лику святых, а Святополк обретает вечную муку.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Бориса в «Сказании о Борисе и Глебе»
  • Образ Глеба в «Сказании о Борисе и Глебе»
  • Образ Святополка в «Сказании о Борисе и Глебе»
  • В чем же состоял подвиг князей Бориса и Глеба?