Цветовая символика повести Грина «Алые паруса»


Художественное произведение имеет ряд средств для воздействия на читателя. Одним из них является символика цвета. К этому приему обращаются многие поэты и писатели. Особое значение приобретает цвет и в романтической повести Александра Грина «Алые паруса».

Рассмотрим основные цвета, используемые автором, и охарактеризуем их значение.

Самым первым и ярким цветом повести становится, конечно же, алый. У этого слова множество синонимов. Их мы можем встретить в эпизоде, когда Грин начинает свою подготовку и идет покупать шелк. Итак, какие же это оттенки? Перечислим их: красный, розовый, темно-розовый, бледно-розовый, вишневый, оранжевый, рыжий. Такое многообразие красок не смогло сбить капитана Грея. Он искал именно алый цвет, и, наконец, истинный оттенок предстал глазам Артура.

Автор сравнивает его с цветом утренней зари, называет царственным и благородным. Для Грея же этот колер является гордым. Он так долго перебирал шелк в поисках нужного оттенка, несущего веселье и радость, что, нашедши его, сразу же купил две тысячи метров.

А когда корабль идет под парусами, Грин использует следующее сравнение – цвет глубокой радости. Встреча двух молодых людей действительно становится радостью, настоящей и чистой.

Кроме этого, писатель сопоставляет цветовую палитру. В словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью, на корабле не алые паруса, а попросту красные. Это как будто снижает весь смысл, лишает мечту своего высокого статуса.


А вообще красный цвет – кровавый, он не несет той радости, которая будто заложена в слове «алый». И окна домов жителей Каперны, недружелюбно настроенных по отношению к отцу и дочери, из красного стекла. На такую деталь Грин обращает наше внимание.

Помимо алого оттенка, в повести много белого цвета. Его семантическое значение – свет, благо, чистота. Сияющая громада корабля капитана Грея будто противопоставлена черной крыше трактира Меннерса. Черный цвет присутствует и в речи отца Ассоль, Лонгрена. Его черная игрушка становится символом печали и скорби.

Кроме названных оттенков, Александр Грин использует еще и такие ,как золотистый и желтый. Только вот как синонимы они здесь не выступают. Золотистый у автора – солнечный оттенок, можно легко проследить его связь с мечтой, его наполненность светом. Желтый же ассоциируется с чем-то фальшивым и недобрым. Скатерть в трактире Меннерса пожелтела, глаза же Хина и вовсе имеют рыжий оттенок.

Немало внимания уделено в повести и синему цвету. Он, конечно, в первую очередь связан с морем. О синем сиянии океана мечтает маленький Артур Грей. Символика синего входит и в обозначение неба, его таинственности и чистоты.

Что касается серого оттенка, который с древних времен считается цветом благородства и изящества, то именно такого цвета глаза у собирателя преданий и легенд Эгля. они блестят, как сталь.

Цветовые символы сказочной повести Грина нельзя трактовать однозначно. Да и даны они не случайно. Главная роль – помочь понять внутренний мир героев, их характер.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Грина «Алые паруса»
  • Символом чего являются алые паруса? (по повести Грина «Алые паруса»)
  • Отношение автора к Ассоль (по повести Грина «Алые паруса»)
  • Отношение жителей Каперны к Ассоль (по повести Грина «Алые паруса»)