Описание иконы Рублева «Благовещение»


«Благовещение» - Рублев А.


Икона «Благовещение» начала 15 века относится к праздничному ряду Васильевского чина. «Благовещение» — одна из трёх икон, считающихся принадлежащими кисти Андрея Рублёва или его ученикам.

Работа выполнена на липовой доске, техника написания — темпера.

Жанр произведения — иконописная живопись. В основе работы лежит евангельский сюжет — Благая Весть, принесённая Архангелом Гавриилом Деве Марии об избрании её в Божественном замысле Боговоплощения. Отроковица Мария узнаёт, что через неё явится в мир Спаситель.

Композиция иконы выдержана в манере Рублёва: сюжет не обременён большим количеством образов и деталей. В таком построении был принципиальный подход иконописца. Лаконичность в изображении более приближает сюжет к Священному Писанию.

Ещё одна композиционная особенность Рублёва — выделение в иконе центральной оси, разделяющей образ на две половины. В изображении Рублёв создавал ощущение движения каждой половины иконы по направлению к оси. В «Благовещении» сюжет построен по такому же принципу: левая половина иконы — архангельская, относится к Небу, правая — Богородичная, относится к земному миру. Ведётся диалог между Гавриилом и Марией, между небесным и земным мирами.

Общение Архангела и Богородицы проходит на фоне строений заднего плана. На половине Гавриила постройка выглядят лёгкой, воздушной, со стороны Девы Марии постройка визуально тяжелее и темнее. Красный полог соединяет строения в одно целое, как Ветхий и Новый завет.

Композицию образа можно назвать линейной: в построении просматривается вертикаль и горизонталь. Разговор Гавриила и Марии проходит в горизонтальной плоскости этого мира, а само Боговоплощение совершается в вертикали лучом Святого Духа, сходящего на Отроковицу.


Центр иконы — Благословляющая Марию рука Гавриила. В очертаниях Архангела видна готовность к коленопреклонению. Богородица ответно склонила голову. Её поза выражает смирение и согласие. Красная нить в Её руках (пряжа для завесы храма в Иерусалиме) символизирует плетение плоти Сына.

В молитве подняла Отроковица правую руку, в волнении прижав к груди левую. В лице Её сосредоточенность, задумчивость, кротость принятия своего жребия.

Цветовая палитра образа наполнена символикой. Цвет одеяния Архангела Гавриила зелёный и золотистый. Зелёный — связан с Духом святым, он подчёркивает небесную природу Архангела. Вместе они, Дух Святой и Архангел, словно наделяют этим животворящим Духом и Марию. Золотистый цвет превалирует в иконе. Он составляет её фон, символизирует Божественный свет, которым сияют нимбы и строения в левой половине иконы.

Цвет одеяния Девы Марии — синий и вишнёвый с коричневым оттенком. Синий — цвет Богородицы и Небес, вишнёвый — показывает, что Мария из царского рода. Золото каймы и узора по краю одежды указывают, что Приснодева причастна к свету Божества. Престол, на котором Она восседает, покрыт подушками двух цветов: красной и зелёной. Красный означает жертвенность Христа и радость Его воскресения. Зелёный символизирует обновление жизни.

Яркий свет в образе сосредоточен над головой Богородицы, это свет луча Духа святого, момент Боговоплощения. Этот луч — главный источник света, он озаряет весь образ. Максимальный в центре иконы, по краям её он становится более приглушённым.

Работа Андрея Рублёва наполнена жизнеутверждающим торжеством. Идея художника — выразить в своём произведении надежду, радость, любовь Бога к человеку.

Значение. Андрей Рублёв ушёл от мрачности византийского стиля, в иконе «Благовещение» означен его собственный стиль, ставший стилем русской иконописной школы. Мир искусства ценит икону как образец высокого достижения древнерусской живописи, а среди верующих людей — это нечто большее.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание иконы Рублева «Троица»
  • Описание иконы Рублева «Спас»
  • Описание иконы Рублева «Спас в силах»
  • Описание иконы Рублева «Рождество Христово»