Описание картины Дузельханова «Томирис»


«Томирис» - Дузельханов А.


Дузельханов Агимсалы Дузельханович (19.08.1951) — казахский художник, в творчестве придерживается традиций академической школы, делая её основой своих работ. Дузельханов известен как живописец, график и иллюстратор книг. Самые популярные его произведения — это «Туркестан», «Охота», «Кыз-Жибек», «Томирис».

На создание картины «Томирис» художника Дузельханова вдохновили народные легенды и исторический роман Булата Джандарбекова о царице саков-массагетов Томирис (ок. 570 — 520 гг. до н.э.). Она была необыкновенной женщиной, так как обладала волевым характером, стратегическим умом и редкой красотой.

Передний план картины — всадница в богатом царственном костюме на великолепном скакуне. Художник изобразил её в профиль. Одежда Томирис украшена восточными узорами и оторочена золотом. Её тонкий стан охвачен широким поясом, на котором висит боевой меч. За спиной царицы — фиолетовая накидка, подобная мантии, на голове — высокий островерхий головной, украшенный драгоценными камнями. Правая рука царицы сжимает золотой скипетр. Она величественно держится в седле, красивое лицо невозмутимо, взгляд больших восточных глаз устремлен вдаль.


Действие происходит на бескрайней равнине, которая на горизонте смыкается с небом. Нет никакой растительности, кроме верблюжьей колючки, ноги воинов вязнут в песке. Это пустыня. Войско Томирис многочисленно, две длинных вереницы пеших воителей по обеим сторонам от Томирис идут нескончаемым потоком. Хвосты колонн теряются в далёкой перспективе на заднем плане. Поблёскивают на солнце бронзовые шлемы, торчат копья.

Однако воины на переднем плане идут согнувшись. Один опирается на меч, как на посох, с трудом передвигая ноги, тонущие в песке. Другой уже не может держать на весу тяжёлый щит, он касается земли. Лица людей измождены, тяжёлый переход по безводной пустыне вымотал их. Один из воинов, проходящий в колонне за спиной царицы, угрюмо и недобро смотрит в сторону владычицы, но этот поток людей подвластен ей и не отклоняется от заданного направления.

Томирис изображена художником всадницей на высоком коне, она возвышается над толпой, её не волнует то обстоятельство, что люди устали и измучены. Царица смотрит поверх воинов. И это не просто деспотизм восточного владыки. Она вершит историю, у неё великие цели, и частности в её достижении ей не интересны.

Томирис восседает на великолепном сытом скакуне в богатой сбруе, которому не терпится сорваться с места. Сама повелительница прекрасна, непреклонна и способна на всё. Она контрастирует с подчиненной ей массой людей, едва бредущих от усталости и жажды.

Очевидно, художник не только проникся интересом к образу легендарной царицы, но и размышлял о роли личности в истории.