Описание картины Головина «Цветы в вазе»


«Цветы в вазе» - Головин А.


Александр Яковлевич Головин (17.03.1863 — 17.04.1930) — русский художник конца 19 — начала 20 века. Александр Яковлевич известен как создатель театральных декораций, пейзажист, портретист и мастер натюрмортов в живописи. Излюбленные материалы для работы — темпера и пастель. В произведениях Головина очевиден модерн и в некоторой степени — импрессионизм. Среди известных картин художника «Берёзки», «Портрет Мейерхольда», «Портрет жены», «Н. К. Рерих», «Цветы», «Павловск».

Цветы были особой страстью Головина, он занимался их выращиванием и посвящал им полотна. Одно из них — «Натюрморт. Цветы в вазе» (1910).

Первое, что бросается в глаза при взгляде на это произведение, — ощущение радости и свежести. В центре картины — цветы. Белоснежная скатерть на столе и белая занавеска на окне создают фон букету из флоксов и гладиолусов, стоящему в большой стеклянной вазе. Ваза совершенно простая, прозрачная, сквозь неё видны длинные зелёные стебли в воде. У подножия пышного букета, с левой стороны картины, в простой стеклянной банке стоят две прекрасных розы. Художник, вероятно, хотел подчеркнуть красоту цветов простотой сосудов, её независимость от оформления.


С правой стороны картины — узорный женский платок в тон букету. Он смотрится гармонично, оттесняет белый фон и сливается с пестротой цветов. Букет не смотрится продуманной композицией. Цветы кажутся сорванными без раздумий, под влиянием импульса. Охапка белых, розовых и красных флоксов вместе с ярко-красными гладиолусами плотно стоит в огромной стеклянной вазе. Остро торчат зелёные листья, они перекликаются с зеленью на платке. Изысканные персикового цвета розы свободно стоят в банке и разбавляют плотность и пышность букета.

С левой стороны картины по краю стола наброшен ещё один платок в жёлто-коричневых тонах, он оттеняет белизну скатерти. Платок прижат сверху красивой плетёной хлебницей в виде корзинки. Здесь же на столе стоит светлая фигурка птицы Сирин, а рядом небольшой сосуд, близкий по цвету к коричневому платку. Сквозь белую штору пробивается дневной свет, но основной источник света, судя по тени, падающей на скатерть, находится слева.

Основной колорит картины — белый, красный и зелёный цвета. Белый — цвет чистоты и света, красный и зелёный — краски лета. Глядя на это произведение, сразу вспоминается летний солнечный день, сад при доме или клумбы в палисаднике. Очевидно, мастер, как все художники, испытал острое ощущение прелести лета, красоты летнего дня и всех его составляющих: зелени деревьев, травы и своих любимых цветов. Передать это настроение он сумел в натюрморте.

Впечатлительный зритель вполне может заразиться позитивом автора. А ещё он может открыть для себя прекрасное в привычных флоксах, которых раньше не замечал.