Описание картины Жан-Этьена Лиотара «Шоколадница»


«Шоколадница» - Жан-Этьен Лиотар


Жан-Этьен Лиотар (22.12.1702—1709), швейцарский живописец, прославился как мастер пастельных портретов и картин. Лиотар выполнял свои работы в стиле рококо. Для портретов и миниатюр Лиотара характерны простота, детальность изображения натуры, гладкость письма.

«Шоколадница» (1743–1745) — одна из самых известных картин швейцарского живописца 18 века. На ней изображена молодая девушка — служанка, в руках которой поднос с горячим шоколадом.

По легенде, созданию шедевра послужила любовь австрийского князя Дитрихштейна к официантке Анне Бальтауф, которую он встретил в кофейне. Анна происходила из обедневшей дворянской семьи, князь был сражён её красотой и, к неудовольствию семьи, женился на ней. Дитрихштейн заказал известному художнику Лиотару картину «Шоколадница», чтобы подарить невесте к свадьбе.

Есть ещё пара версий с другими именами. Нет точных сведений о личности красавицы, ставшей моделью для картины.


Сюжет этой пастели незамысловат: девушка в переднике официантки осторожно ступает с подносом в руках. На подносе — изящная фарфоровая пара (чашка до краёв наполнена шоколадом) и стакан воды. Фон на картине светлый, нейтральный. Жанр работы можно отнести к портретному, но это не классический портрет. Произведение больше схоже с жанровой сценкой, так как картина не статична, в ней есть движение: официантка идёт подавать на стол.

Ничто не отвлекает образа служанки: ни предметы обстановки, ни фон. Всё внимание зрителя обращено к прелестному образу. Изящный, точёный стан девушки прям, у неё благородная осанка, нежные руки красивой формы. Её кожа бела, лицо словно сделано из фарфора, с лёгким румянцем, оно аристократически красиво. Глаза девушки слегка потуплены, но в ней чувствуется внутреннее достоинство.

Колорит картины очень мягкий, спокойный, цвета гармонично сочетаются: серая с серебристым отливом юбка, белоснежный фартук, золотисто-коричневый жакет и светло-розовый чепец, отделанный белым кружевом. Изображение в картине приближено к фотографической верности. Блик на стакане указывает на свет со стороны художника, тень на стене, падающая от фигуры девушки, свидетельствует об источнике света сверху (очевидно, с мансарды).

По простоте композиции и нежности пастели эта картина схожа с произведениями Вермеера, где персонажи погружены в повседневность. Статус шедевра «Шоколадница» получила уже от современников. Художник использовал не только пастель в этой работе, но и восковые мелки, которые в пластичности своей легко ложатся на бумагу. Работать таким материалом может только художник с превосходной степенью мастерства. Тонкостью работы, выразительностью и нежностью образа «Шоколадница» Лиотара притягивает публику уже более двухсот семидесяти лет. Она заслуживает любви зрителя.