Описание картины Лентулова «Василий Блаженный»


«Василий Блаженный» - Лентулов


Творчество Аристарха Васильевича Лентулова (16.01.1882 — 15.04.1943) связано с авангардистскими направлениями в русской живописи. Стиль его работ — от символизма до постимпрессионизма.

Лентулов, обучаясь художественному мастерству во Франции, знакомится с идеями кубизма, что находит отражение в творчестве художника этого периода, в частности в панно «Василий Блаженный» (1913), выполненного в жанре городского пейзажа. Центр архитектурного пейзажа — храм. В этом произведении не так просто узнать знаменитый собор. Художник в одной плоскости вместил все архитектурные составляющие собора: купола, узоры, наличники, узоры, окна, закомары, украшение крыльца.

Собор на картине разделён на фрагменты, как и предписывает кубизм. Фрагменты разнятся между собой красками. В целом собор смотрится калейдоскопическим красочным нагромождением. Цель художника — представить собор Василия Блаженного дивным творением, причудливым и воплощающим торжество. Он видел в нём символ России, так как в сказочной архитектуре Покровского собора есть близкий народу лубок, зрелищность ярмарки, в нём будто звучит народная мелодия.


В картине отсутствует соблюдение перспективы, изображённые купола по яркости превосходят реальные. В целом избыточная красочность придаёт картине некоторую аляповатость. Фрагментарность панно, наклоны куполов, башенок создают впечатление движения.

Собор Лентулова целиком светел и радостен, он полон мажорного звучания, тогда как фон картины разноречив. Полоса небесной голубизны сменяется густой чернотой. Верхний левый угол панно заполнен грозовыми тучами. Фон нижней половины картины — тревожно-красный. Это земной мир, он в предчувствии грядущей войны, революционных катаклизмов и тяжёлых времён. Только храма с его божественной красотой всё это не касается, он вне времени, его удел — вечность.

Богатство храмовой архитектуры не могло не привлечь художника, получившего когда-то духовное образование. В процессе художественных опытов над формой Лентулову нравилось писать церкви, по-новому передавая их прекрасный облик.

Панно «Василий Блаженный» было представлено в 1914 году на выставке среди работ других художников-авангардистов. Архитектурный пейзаж Лентулова в новом стиле поразил искусствоведов и вызвал восторг публики, привлечённой необычной красочностью и декоративностью картины.

Своеобразное видение художником собора Василия Блаженного и стремление передать его художественный образ на полотне в столь оригинальном виде не всем по вкусу, многих раздражает. Действительно, простому и неискушённому зрителю сложно воспринять мозаичное нагромождение красок как целостный образ. Эстетическое наслаждение теряется в напряжении от попытки разобраться. Но есть в этой картине нечто такое, что вызывает желание снова вернуться к ней. И раз за разом неискушённый зритель всё с большим удовольствием, как к старому другу, подходит к жизнеутверждающему свету «Василия Блаженного».





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Лентулова «Москва»