Описание картины Малявина «Вихрь»
Филипп Малявин (10.10.1869 — 23.12.1940) — русский художник, работал как в живописи, так и в графике. В творчестве Малявина отражены три направления искусства — импрессионизм, экспрессионизм и модерн. Филипп Андреевич был признанным портретистом, писал портреты революционных вождей, позднее, в эмиграции, — портреты монарших семей. Но большая часть его картин посвящена национальной крестьянской тематике.
Среди основных произведений Малявина — «Крестьянская девушка с чулком», «За книгой», «Смех», «Девка», «Вихрь», «Верка», «Портрет И. Репина», «Зелёная шаль», «Портрет А. Луначарского», «Портрет короля Швеции Густава V».
Картина «Вихрь» (1906) притягивает зрителей буйством красного цвета на огромном полотне (223х410). Художник начал эту работу в 1905 году, что совпало с началом Первой русской революции. Часть критиков усмотрела в «Вихре» предвестие грядущих событий. Мятущиеся алые сарафаны пляшущих крестьянок были приняты за красные зарницы революции.
Филипп Малявин, крестьянин по происхождению, бывший послушник афонского монастыря, был индифферентен к вопросам политики. Художник был занят поисками красок, передающих нужную ему степень той выразительности и силы, которыми были насыщены его произведения с крестьянскими женщинами.
За работой над «Вихрем» он нашёл искомое. В этом ему помог художник Игорь Грабарь. Он дал Малявину рецепт состава, от которого интенсивность цвета и светосила резко возрастали. С тех пор Филипп Андреевич писал свои картины только с применением этого вещества.
Картина Малявина необычна. Всё масштабное полотно захвачено темпераментным танцем крестьянок в ярко-красных сарафанах, юбки которых мечутся, как пляшущий огонь. Размашистость кисти художника усиливает впечатление динамики картины. Ощущается ветер, слышится разудалая музыка.
Первое, что видит зритель, — это вздымающиеся пёстрые ткани. Чуть позже он различает загорелые лица пяти женщин. На переднем плане выделяются две из них: слева — задорная, разбитная, с широкой улыбкой; справа — красивая, со сдержанностью в лице и чуть заметной улыбкой.
Новаторство картины Малявина не только в красках, но и в композиции. Фигуры пляшущих крестьянок в развевающихся нарядах заняли весь холст, и только по углам картины проглядывает пейзаж как фон. Всё внимание автора отведено одеяниям персонажей, они проработаны тщательно и кропотливо. Создаётся впечатление, что именно эти изображённые в стихийном буйстве сарафаны и есть источник вдохновения художника. Лица здесь вторичны, а пейзаж — между прочим.
Тем не менее картина воздействует на зрителя ошеломляюще. Горящие краски малиновых, синих, зелёных и красных пятен завораживают и притягивают. Силой таких красок, энергией движения в картине художник хотел выразить душу народа. Он знал, что изображал, ведь сам Малявин был частью народа.