Описание картины Поленова «Золотая осень»

Главная / Сочинения по русскому языку / Описание картины Поленова «Золотая осень»

«Золотая осень» - Поленов

Русский живописец Поленов Василий Дмитриевич (20.05.1844—18.07.1927) писал картины в пейзажном, историческом жанрах, а также посвящал полотна сценам повседневной жизни. Кроме этого, художник работал над театральными декорациями, преподавал в художественном училище, участвовал в передвижных выставках.

Известность художнику принесла картина «Московский дворик» (1878). Эта картина стала открытием жанра «интимный пейзаж». Поленов умел передать в тишину и безмятежность пейзажа в соединении с обыденной суетой людей. В 80-х годах Василий Дмитриевич увлекается эпическим изображением пейзажа, в чём достигает мастерства и преуспевает в 90-х, обосновавшись на Оке. Красота местной природы очень впечатляла художника.

В 1993 году Поленов написал картину «Золотая осень», в которой запечатлён вид на Оку в сентябре. Перед зрителем открывается пейзажная панорама: излучина реки, воды которой катятся неторопливо, отражая нежную голубизну неба; с правой стороны картины высится берег, поросший леском; противоположный берег — низина с песчаной отмелью. До самого горизонта простираются плавные линии холмов, далёкие голубые очертания их размываются в облачной дымке. Ограничение панорамного вида рамками картины кажется случайным, воображение зрителя раздвигает рамки, мысленно он видит ещё больший простор.

Передний план полотна — полевая дорога вдоль прибрежного леса, золотистая листва берёз соседствует с ещё нетронутой густой зеленью других деревьев. В центре, над лесом, голубеет изгиб реки, композиционно организующий пространство картины. На холмистом берегу, справа, виднеется белая церковь. Низина слева похожа на пастбище. Задний план — необозримая даль равнин, лёгкие облака, гонимые ветром. Всё полотно озарено нежарким осенним солнцем.

Художник запечатлел «прекрасную и дивную пору» «первоначальной осени» (Тютчев), когда «весь день стоит, словно хрустальный» (Тютчев). Берег Оки слегка золотится, здесь нет буйных красок, как в «Осени в Абрамцеве». В «Золотой осени» цвета слегка поблёкшие, монотонные, но в картине физически ощутима прозрачность и чистота воздуха и мягкое сентябрьское тепло.

Пространство картины будто растекается, плавность очертаний придаёт обобщённость пейзажу. Зритель видит русскую природу, свойственную многим уголкам России. Этот собирательный образ родной природы придаёт картине монументальность. Вместе с тем лирически-созерцательный мотив, звучащий в «Золотой осени», как и во всех произведениях художника, смягчает эпический характер полотна.

Стремление художника к высокому искусству выразилось в этой картине. Здесь нет ничего прозаического, будничного. Чистота красок осенней природы, её умиротворённая и торжественная тишина настраивают зрителя на возвышенный, созерцательный лад. Перед нами открывается прекрасный уголок земли с церковью на берегу, где уютно и радостно. И отсюда открывается вся беспредельность мира.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Богданова-Бельского «Дети»
  • Описание картины Богданова-Бельского «У дверей школы»
  • Описание картины Богданова-Бельского «Дети за пианино»
  • Описание картины Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа»


  • Это интересно: