Сочинение «Интеллигентный человек — какой он?»



Сочинение «Интеллигентный человек — какой он?»


Вариант 1


Интеллигентный человек – тема, занимающая умы многих поэтов и писателей на протяжении веков. В русской литературе образ интеллигента развивался в различных контекстах, но всегда оставался символом морального и интеллектуального идеала. Попытаемся разобраться, какие качества делают человека интеллигентным, анализируя произведения русской классики и мнения известных литераторов.

Интеллигентность не ограничивается лишь обширными знаниями или высоким интеллектом. Это скорее способность к саморефлексии, чувство ответственности перед обществом, умение сочувствовать и помогать другим. Лев Толстой в "Войне и мире" через образ Андрея Болконского показывает, как через переживания и размышления человек приходит к пониманию себя и окружающего мира. Болконский стремится к самосовершенствованию, что является важнейшей чертой интеллигентности.

Федор Достоевский в "Идиоте" через персонажа князя Мышкина исследует идею "христианского интеллигента", для которого важнейшими качествами являются сострадание и способность к бескорыстной любви. Мышкин, обладая высокой эмоциональной интеллигентностью, стремится к помощи и пониманию всех, кто его окружает, несмотря на свою уязвимость и непонимание со стороны общества.

Антон Чехов, который сам был воплощением интеллигентности, в своих произведениях часто затрагивал вопросы морали и этики. В рассказе "Ионыч" он показывает, как важно сохранять свои идеалы и не сдаваться под давлением обстоятельств. Чехов верил, что истинная интеллигентность несет в себе непоколебимость духа и верность собственным принципам.

Интеллигентность также предполагает активную жизненную позицию и стремление к изменениям. Владимир Маяковский, поэт-революционер, говорил о необходимости борьбы за социальную справедливость, считая, что интеллигент должен вносить вклад в общество и работать на его благо.

Таким образом, интеллигентный человек в русской литературе и по мнению русских поэтов и писателей – это не только образованный и интеллектуально развитый индивид. Это человек, обладающий глубокой внутренней культурой, чувством моральной ответственности и способностью к сочувствию. Интеллигент стремится к самосовершенствованию и готов взять на себя ответственность за судьбу общества, внося свой вклад в его развитие и процветание. В каждом из упомянутых произведений русской классики мы видим, что истинная интеллигентность всегда связана с глубоким духовным поиском и стремлением к высшим идеалам человечества.


Вариант 2


Интеллигентность – это качество, пронизывающее весь образ жизни человека, его мысли, поступки, отношение к миру и к другим людям. В русской литературе и высказываниях великих писателей и поэтов можно найти множество размышлений о том, что делает человека действительно интеллигентным.

Начнём с Николая Гоголя и его "Портрета" из "Петербургских повестей". Художник, главный герой повести, сталкивается с моральным выбором между славой и честностью. Гоголь показывает, что истинная интеллигентность несёт в себе не только умение различать добро и зло, но и силу воли отказаться от искушений в пользу высших моральных ценностей.

Иван Тургенев в "Отцах и детях" рисует образ Базарова – противоречивого персонажа, чья интеллигентность проявляется скорее в его умении критически мыслить и ставить под сомнение общепринятые истины, чем в благородстве поступков или тонкости чувств. Тем не менее, через этот образ Тургенев задаёт вопрос о том, достаточно ли только интеллекта для того, чтобы считаться по-настоящему интеллигентным человеком.

Максим Горький, говоря о интеллигентности, подчёркивал значимость жизненного опыта и умения учиться на собственных ошибках. В его понимании интеллигентный человек не просто обладает знаниями, но и способен применять их на практике, изменяя окружающий мир к лучшему.

Борис Пастернак в "Докторе Живаго" создаёт образ Юрия Андреевича – человека высокой культуры, глубокой души, который через свои страдания и размышления приходит к пониманию смысла жизни и своего места в ней. Пастернак подчёркивает, что истинная интеллигентность – это готовность видеть красоту и смысл даже в самых тяжёлых испытаниях.

Таким образом, через произведения русской литературы можно проследить, что интеллигентность – это не просто набор определённых качеств или знаний. Это комплексное явление, включающее в себя моральную целостность, глубину души, способность к саморефлексии и самосовершенствованию, чувство ответственности перед обществом и желание вносить в него позитивные изменения. Интеллигентный человек в русской культуре – это тот, кто несёт в себе свет, несмотря на внешние обстоятельства, кто способен на жертвы ради высших идеалов и кто живёт не только своими интересами, но и благом окружающих.


Вариант 3


Интеллигентность часто ассоциируется с образованностью, эрудицией, высокими моральными качествами. Однако в русской литературе и мыслях великих писателей и поэтов этот термин приобретает глубокий философский смысл, охватывая в себе комплексный образ человека, воплощающего в себе идеалы доброты, честности, отзывчивости и умения сопереживать.

В романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" через образ Мастера показана сложность выбора между моральными принципами и внешним давлением общества. Мастер – образ интеллигентного человека, которому свойственны глубокие размышления о смысле бытия, преданность своему делу и способность жертвовать личным счастьем ради высших идеалов. Его история подчёркивает ценность внутренней свободы и независимости мысли, которые являются неотъемлемыми чертами истинного интеллигента.

Александр Солженицын в "Один день Ивана Денисовича" рисует портрет интеллигентного человека в экстремальных условиях. Иван Денисович Шухов, хотя и не обладает высоким образованием, демонстрирует честь, достоинство, уважение к труду и способность сохранять человечность в самых тяжелых испытаниях. Солженицын показывает, что интеллигентность не всегда связана с социальным статусом или образованием, но всегда с внутренними качествами человека.

Людмила Улицкая в своих произведениях часто обращается к теме интеллигентности, подчеркивая важность эмпатии, глубины чувств и способности к самопожертвованию. В рассказе "Сонечка" показан образ женщины, обладающей огромной внутренней культурой и способной на глубокое сочувствие и понимание других людей. Улицкая утверждает, что истинная интеллигентность заключается в умении видеть красоту мира и сохранять человеческие ценности даже в самых сложных обстоятельствах.

Таким образом, образ интеллигентного человека в русской литературе многогранен и включает в себя не только интеллектуальные способности, но и высокие моральные качества, такие как честность, доброта, способность к сопереживанию и самопожертвованию. Интеллигентный человек отличается глубокой внутренней культурой, уважением к другим и верностью своим убеждениям. Эти качества делают его не только образованным, но и по-настоящему мудрым человеком, способным на значительные поступки ради блага окружающих.


Вариант 4


В российской культуре и литературе образ интеллигентного человека всегда занимал особое место. Он ассоциируется не только с образованностью и эрудицией, но и с глубокой внутренней культурой, моральными ценностями и особым отношением к миру.

Сергей Довлатов, один из самых ярких и ироничных писателей XX века, в своих произведениях часто обращался к теме интеллигентности. Для Довлатова интеллигентный человек – это не тот, кто обладает обширными знаниями, а тот, кто способен к самоиронии, не теряет человечности в любых обстоятельствах и умеет сохранять достоинство, несмотря на внешние испытания.

Валентин Распутин в своем рассказе "Прощание с Матёрой" поднимает тему ответственности перед родной землёй и поколениями, образ интеллигентного человека здесь – это человек, глубоко связанный с традициями, историей своего народа, способный на жертву ради сохранения культурных и духовных ценностей.

Анна Ахматова, великая русская поэтесса, своей жизнью и творчеством демонстрировала пример интеллигентности. В её стихах проникающая мудрость, глубина чувств и непоколебимость духа перед лицом жизненных невзгод. Ахматова утверждала, что истинная интеллигентность – это способность чувствовать и переживать глубже, чем это дано обыденному человеку.

Юрий Трифонов в романе "Долгое прощание" рисует портрет интеллигентного человека через проблемы современности, показывая, что интеллигентность предполагает не только личную интеллектуальную и культурную развитость, но и осознание своей ответственности перед обществом, способность к сочувствию и помощи другим.

Таким образом, интеллигентный человек в русской литературе и культуре – это образ сложный и многогранный. Это человек с высокой степенью самосознания, глубокими моральными принципами и чувством ответственности как перед собой, так и перед миром в целом. Интеллигентность в данном контексте выходит за рамки простого накопления знаний или образованности; она предполагает активную жизненную позицию, умение видеть и оценивать сложные этические дилеммы и стремление к духовному и моральному самосовершенствованию.


Вариант 5


В русской литературе и культуре образ интеллигентного человека имеет особое значение. Это не только образованность и культурность, но и сложное сочетание моральных качеств, глубина мышления, искреннее стремление к истине и добру. Интеллигентность проявляется не столько в величии ума, сколько в силе духа и благородстве поступков.

Андрей Белый в своём романе "Петербург" изображает конфликт между личной моралью и внешними обстоятельствами, подчёркивая внутреннюю борьбу героя за сохранение собственного "Я" в условиях социального и политического давления. Интеллигентный человек для Белого – это тот, кто способен на самоанализ и самокритику, не теряя при этом устремления к идеалам.

Зинаида Гиппиус в своих дневниках и письмах выражала мысль о том, что интеллигентность – это прежде всего духовная составляющая личности, её способность к сочувствию, отзывчивости и самопожертвованию. Гиппиус видела в интеллигентном человеке носителя высоких духовных ценностей, несмотря на трагедии и разочарования собственной эпохи.

В произведениях Ивана Бунина, особенно в рассказе "Господин из Сан-Франциско", рассматривается идея о том, что истинная интеллигентность несовместима с бездушностью и самодовольством. Бунин акцентирует внимание на внутреннем мире человека, на его способности к самопознанию и осознанию собственной ничтожности перед лицом вечности.

Константин Паустовский в своих мемуарах "Записки о жизни" поднимает тему взаимосвязи между природой и человеческой душой, указывая на то, что интеллигентный человек обладает глубокой связью с миром природы, что делает его жизнь богаче и полнее. Для Паустовского интеллигентность означает гармонию с окружающим миром и осознание красоты жизни.

Так, в русской литературе и философии интеллигентный человек предстаёт как личность, глубоко осознающая своё место в мире, стремящаяся к духовному самосовершенствованию и способная на глубокие чувства и поступки. Это человек, который несёт в себе высокие идеалы и живёт в соответствии с ними, демонстрируя уважение к себе и окружающим, отстаивая ценности добра, правды и красоты.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение «Кого вы можете назвать другом? Почему?»
  • Сочинение «Семья — это ячейка общества. Как вы понимаете эту фразу?»
  • Сочинение «Что дает общество семье? Какой вклад общество ожидает от семьи?»
  • Сочинение «Какие качества необходимы человеку, чтобы реализовать себя как хорошего семьянина?»