Сочинение-описание по картине Дейнека «Оборона Петрограда»


«Оборона Петрограда» - А.А. Дейнека


Александр Александрович Дейнека (20.05.1899–12.06.1969) — советский художник, работавший в направлении социалистического реализма, был певцом социалистического строя. Картина «Оборона Петрограда» (1928) знаковая в советской живописи. Размер полотна: 210 × 238 см, техника написания — масло.

Жанр произведения — историческая сцена, жанровая сцена. Сюжет картины посвящён событиям Гражданской войны 1919 года, когда красноармейцы Петрограда сражались с белогвардейцами Юденича.

Композиция многофигурная, динамичная, кольцевая. Полотно по горизонтали поделено конструкцией моста на две части. В каждой из них движутся друг за другом фигуры. Они отличны по ритму движения и по направлению. Внизу бойцы идут на фронт, слева направо, вверху (по мосту) возвращаются раненые, справа налево. Таким образом, возникает замкнутая композиция холста.

На переднем плане — фигуры нижнего яруса. Люди идут под геометрическими конструкциями моста по снегу. Они похожи на тёмные силуэты. Черты лица, детали одежды плохо различимы. Всем лицам свойственно одно выражение — суровость и решимость. Бойцы с винтовками идут твёрдым шагом, строем, плечи их развёрнуты, кулаки сжаты. Все как один смотрят вперёд. Среди них есть и две женщины, тоже вооружены, хотя в платках и юбках.

Второй план — фигуры верхнего яруса. Они идут по высокому мосту и смотрятся более отдалёнными. В их шаге нет твёрдости, строя, ритм движения совсем другой. Раненые идут с войны, с трудом передвигая ноги, согнув спины. Кто-то перевязан бинтами, кто-то поддерживает друг друга.


Как здоровые, так и раненые уходят за край картины, создавая впечатление цикличности, круговорота: одни идут на смену другим. Предполагается, что раненые излечатся и вновь встанут в строй, пойдут с такими же решительными и суровыми лицами биться с беляками за светлое царство социализма.

Задний план — на белом фоне замерзшей Невы виднеется Петроград, корабли. Дворцы изображены тоже схематично, скупой геометрией. Обширное сероватое небо сливается на горизонте с замёрзшей, покрытой снегом Невой, и Петроград кажется повисшим между небом и землёй.

Цветовая палитра картины не отличается разнообразием, она сводится к двум тонам: серо-белому и чёрно-коричневому. Светел только задний план, фон, на котором едва заметен серый Петроград с чёрными кораблями. Фигуры людей выписаны тёмными красками, на снегу и на фоне свинцового неба они выглядят чёткими силуэтами, как на плакате. Такой колорит соответствует идеологическому содержанию полотна.

Свет рассеян, нет никаких теней, только слабо отсвечивают связки моста, да заметен блик на крутом плече одного красноармейца, что даёт основание считать свет падающим со стороны зрителя. Отсутствие яркого солнца соответствует суровому духу картины.

Идея произведения — непобедимость Рабоче-Крестьянской Красной Армии, поскольку народ решительно и бесстрашно готов сражаться за молодую социалистическую республику, веря в её светлое будущее.

Картина А.А. Дейнеки «Оборона Петрограда» хранится в Государственном музее Советской Армии Москвы. Она интересна по мастерству и по живописной манере. Для новой жизни художник нашёл новый язык художественной формы: лаконичный, сдержанный, без излишеств. В картине отражён дух времени, и, как свидетельство истории, она всегда будет вызывать интерес.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Дейнека «Будущие летчики»
  • Сочинение-описание по картине Дейнека «Окраина Москвы»
  • Сочинение-описание по картине Дейнека «Оборона Севастополя»
  • Сочинение-описание по картине Дейнека «Сгоревшая деревня»