Сочинение-описание по картине Васнецова «Палаты царя Берендея»
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - великий русский художник и архитектор. В своё время именно он стал основоположником «неорусского стиля» в архитектуре. Для данного направления характерно использование древнерусских фольклорных мотивов в свободной интерпретации. Таких как былины, сказки, эпос. «Неорусский стиль» зародился в конце XIX века и помог людям переосмыслить свои взгляды на фольклор, представив его более гротескно и символично.
В.М. Васнецов интересовался устным народным творчеством ещё с юности, а свой творческий путь начал с написания, так называемых, «бытовых тем», где наглядно раскрывал проблемы простого народа и его положение в обществе.
Наиболее известными работами данного художника стали следующие картины: «С квартиры на квартиру» (1876), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882) и «Богатыри» (1898).
Однако у Виктора Васнецова есть ещё много работ, достойных внимания публики. К ним относится картина - «Палаты царя Берендея», написанная автором в 1885 году. В то время деятель искусств занимался декорациями к постановке оперы Римского-Корсакова по мотивам сказочной пьесы известного драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886) «Снегурочка», опубликованной в 1873 году.
Стоит сказать несколько слов о пьесе. Сама работа стала нетипичной для творчества писателя, ведь здесь автор не затрагивает острые социальные проблемы общества, у которого отсутствуют прогрессивные взгляды на жизнь. Снегурочка - это история о любви с печальным финалом, ведь главная героиня гибнет в конце, испытав чувство любви впервые в жизни, а изображение страны берендеев, которую описывает Н.А. Островский, основано на художественном вымысле. Вдохновился автор народным сказанием о девочке-снегурочке.
Основной задачей Виктора Васнецова было изобразить царские хоромы в цвете. В центре картины располагается резная комната, расписанная живописным узором по фольклорным мотивам. Во времена русского зодчества росписи стен являлись признаками роскоши и материального достатка хозяина дома.
Обратим внимание на детали картины. Если присматриваться к узорам ближе, то можно заметить изображения животных в авторской интерпретации. Особенно значим здесь образ оленя, виднеющегося на потолке. У славян данное животное символизировало начало новой жизни и пополнение в роду. Привлекают внимание и птицы, написанные золотой краской. Они же служили неким оберегом от сглаза для хозяина терема.
С правой стороны на переднем плане располагается царский трон, подтверждающий статус царя Берендея, а из окон виднеются другие дома и деревья.
Настроение картины - торжественное и сказочное, ведь царство Береднея вымышленное. В работе автор использует яркие цвета. Например, красный, жёлтый, синий, золотой.
Картина Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» передаёт смешанные чувства. С одной стороны, она основана на народных мотивах и написана по канонам русского зодчества, а с другой стороны, повествует о сказочном мире берендеев.