Сочинения для 11 класса по русскому языку


Блок 1. Человек и страна, в которой он живёт

1. Модно ли быть патриотом?

2. «Гордиться славою предков не только можно, но и должно…» - Пушкин

3. «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» - Сенека

4. С чего Родина начинается для Вас?

5. Можно ли считать патриотом человека, который видит не только достоинства своей страны, но и её недостатки?

6. «Любовь к родине начинается с семьи» - Фрэнсис Бэкон

7. «Отчизну кто клянет — с семьей тот порывает» - Пьер Корнель

8. Почему существует выражение «Родина-мать»?

9. Можно ли утверждать, что Родина начинается там, где прошло детство?

10. Правильно ли говорят, что человек без Родины как дерево без корней

11. Как Вы думаете, связаны ли понятия «дом» и «отечество»?

12. Как вы понимаете слова О. Бальзака: «Отечество погибнет, если отцов будут топтать ногами»?

13. «Человек без родины — нищий человек» - Якуб Колас

14. «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» - Дж. Байрон

15. Какой человек достоин называться гражданином своей страны?

16. «Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет» - Суворов

17. «Родина – матушка родная; чужая страна – мачеха» - Народная пословица

18. Большая любовь к Отечеству начинается с малой Родины

19. Нравственность человека определяется его отношением к Родине

20. Считаете ли вы себя патриотом?



Блок 2. Добро и зло в современном мире


1. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» - Фонвизин

2. Верите ли Вы, что добро всегда побеждает зло?

3. Почему с проявлениями жестокости мы сталкиваемся все чаще и чаще?

4. Почему важно быть внимательным к ближнему?

5. Как понять высказывание Дудинцева: «Добро в оправдании не нуждается»?

6. Без добрых дел нет доброго имени…

7. Всегда ли надо прощать?

8. Верно ли, что «доброта лучше красоты» (Гейне)?

9. Может ли доброта навредить?

10. Согласны ли Вы с советом Рычкова: «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие»?

11. Всегда ли слова «добрый» и «добренький» синонимичны?

12. Милосердные люди делают мир лучше и добрее

13. Права ли народная мудрость, утверждающая, что доброе дело питает и душу, и тело?

14. Есть ли оправдание жестокости?

15. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» - Бетховен

16. Почему месть считают уделом слабых?

17. О каком человеке говорят, что он человек с добрым сердцем?

18. Мир держится на милосердии

19. Согласны ли Вы со словами Фокса: «Из всех видов жестокости я считаю самым ненавистным тот, который надевает на себя маску милосердия»?

20. «Доброму человеку добрая память» - пословица



Блок 3. Языковые реалии современного общества


1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…» - Тургенев

2. Почему нужно бережно относиться к родному языку?

3. «По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать» - Чехов

4. «Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество непроизнесённых» - Плутарх

5. «Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности?» - Ленин

6. «Бессмертие народа – в его языке» - Айтматов

7. «Язык — это путь цивилизации и культуры» - Куприн

8. «Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку» - Свифт

9. Язык — необходимое условие возникновения мышления

10. «Изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью» - Куприн

11. Почему язык называют «величайшим богатством народа»?

12. Почему нужно развивать свою речь?

13. «Язык – всем знаниям и всей природе ключ» - Державин

14. Что ожидает народ, который пренебрежительно относится к своему языку?

15. «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли» - Толстой

16. Почему слово может быть приравнено к оружию?

17. Почему проблема чистоты русского языка столь актуальна в наше время?

18. «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души» - Сухоруков

19. Как в языке отражаются перемены, которые происходят в современном обществе?

20. «Нравственность человека видна в его отношении к слову» - Белинский



Блок 4. Человек – Личность – История


1. Чему нас учат уроки прошлого?

2. Как жизнь человека зависит от времени, в которое ему выпало жить?

3. Может ли человек противостоять изменениям времени?

4. «У кого нет памяти, у того нет жизни» - Распутин

5. Новому времени — новые герои

6. Может ли быть оправдана война?

7. Роль личности в истории

8. Почему важно сохранять памятники истории?

9. Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?

10. Может ли отдельный человек влиять на будущее своей страны?

11. Как вы понимаете библейское выражение «Нет пророка в своем отечестве»?

12. Какого человека можно назвать великой личностью?

13. Как вы относитесь к людям, живущим по принципу «Моя хата с краю – я ничего не знаю»?

14. Согласны ли Вы с утверждением о том, что историю вершат великие личности?

15. Почему считается, что тяжелее всего жить в эпоху перемен?

16. Почему Толстой называл великих людей «ярлыками эпохи»?

17. Кого вы считаете человеком, повлиявшим на ход истории, и почему?

18. Уроки прошлого и их влияние на ход истории

19. Почему важно знать историю своей страны?

20. Почему охрана памятников является государственной задачей?



Блок 5. Выбор в жизни человека


1. Нужно ли слушать окружающих, когда выбираешь будущую профессию?

2. Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Самое главное украшение — чистая совесть»?

3. О какой профессии вы мечтаете?

4. Мечта и цель — одно и то же?

5. Почему человек бросает вызов судьбе?

6. Верно ли, что образование заканчивается тогда, когда человек получает работу?

7. Как распознать своё призвание?

8. Гордость — это достоинство человека или его заблуждение?

9. Есть ли у свободы границы?

10. Выбор будущей профессии

11. Как научиться слушать других, но при этом не зависеть от чужого мнения?

12. Какие жизненные цели Вам кажутся благородными?

13. Верно ли, что и удачи, и неудачи одинаково продвигают человека по пути к цели?

14. Мой выбор

15. Что определяет наше будущее?

16. Чем руководствуется человек, выбирая профессию?

17. От чего зависит поведение человека, оказавшегося в ситуации нравственного выбора?

18. Жизненные ценности. Как они формируются?

19. Что помогает человеку стать профессионалом своего дела?

20. Успешный человек. Какой он?