Образ Вагнера в трагедии Гете «Фауст»


Трагедия «Фауст» - произведение, над которым Гете работал на протяжении всей своей жизни. Жизненный опыт и творческие поиски автора воплотились в его «Фаусте». Главный герой – средневековый доктор, ученый и маг Иоганн Фауст. При помощи него автор пытается решить главный вопрос – в чем смысл жизни человека.

Для того, чтобы подчеркнуть необычность Фауста, Гете вводит образ Вагнера. Он в отличие от Фауста является примером кабинетного ученого. Вагнер придерживается мнения, что тайны бытия можно открыть при помощи книжных знаний. Поэтому он днями и ночами изучает множество книг, упражняется в риторике, обучается актерскому искусству. Однако это все пассивное познание жизни. Фауст наоборот стремится к активному постижению тайн природы.

Вагнер углубляется в изучение древних языков, изучает сочинения античных писателей. Его взгляд направлен на давно ушедшее время, запечатленное на бумаге, а не на феномены реальной жизни.

Прототипом Вагнера можно считать Эразма Роттердамского, который придерживался принципа «науки ради науки». Вагнер - закостенелая ограниченная личность, несмотря на высокий уровень эрудиции. Абсолютно другим представляется нам Фауст, который обладает живым умом. Ему интересна жизнь во всех ее проявлениях. Герой томится в пыльном кабинете, его душа рвется на лоно природы, где мыслям будет просторно, а душе легко.


Вагнер и Фауст – антиподы. Они оба ученые, но способы познания у них разные. Необычность Фауста подчеркивается ограниченностью Вагнера.

Впервые читатели знакомятся с Вагнером в разделе произведения «Ночь», в котором задействованы Вагнер и Фауст. Анализируя диалог героев, легко понять, насколько разные эти люди. Вагнер не стремится узнать тайны бытия, а хочет только лишь создать видимость всезнающего человека. Фауст уже достиг успеха во многих сферах науки, но считает, что так и не познал истину. Поэтому герой решает обратиться к магии, чтобы открыть для себя все тайны.

Контрастность личностей видна и в сцене «У ворот». Герои говорят о природе, о ее чудесных проявлениях, о восходе и закате солнца. Фауст восхищен красотой природы, и не скрывает своего восторга. Тогда как Вагнер иронически относится к речам Фауста, считает это причудами. Кабинетный ученый не может понять духовные порывы приятеля.

Автор подчеркивает важность настоящей науки, создавая конфликт характеров Фауста и Вагнера.

Вагнер – ученик Фауста, но он не перенимает его взгляды. Вагнеру чужды житейские проблемы народа. Так же народу чужды книжные знания ученого. Единственное, что радует Вагнера – это чтение книг. Для него наука существует ради самой науки. А Фауст пытается просветить народ, перевести на родной язык Евангелие. Для Вагнера наука является самоцелью, а для Фауста лишь средством для более значимой цели.

Вагнер создает для Фауста гомункула – недочеловека в колбе. Он имеет высокий интеллект, но это еще не делает его настоящим человеком. В какой-то мере это намек на самого Вагнера, который умен, но не имеет никакой достойной цели.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Фауста в трагедии Гете «Фауст»
  • Образ Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст»
  • Образ Маргариты (Гретхен) в трагедии Гете «Фауст»
  • Образ Елены в трагедии Гете «Фауст»