Анализ повести Гайдара «Школа»
1. История создания произведения.
Замысел повести «Школа» приходится на 1923-1924 гг., сама же работа, которая шла достаточно напряженно, началась в 1928 году. А.П. Гайдар свою новую повесть читал под названием «Маузер», уже тогда предполагая, что изменит заглавие. Так, в 1930 году произведение вышло под привычным читателю названием «Школа» отдельным изданием. Впервые же повесть была выпущена журналом «Октябрь» в 1929 году. Рубрика «Пережитое», под которой печаталось произведение, и название «Обыкновенная биография» подчеркивали автобиографический характер повести.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Многие события и факты, лежащие в основе повести «Школа» носят автобиографичный характер. Когда А.П. Гайдар ушел на Гражданскую войну, ему было 15 лет, как и главному герою произведения. Многие воспоминания легли в основу повести, что позволяет говорить о том, что «Школа» - автобиографическая повесть.
3. Название произведения и его смысл.
Первоначальное название «Майзер» фигурировало тогда, когда оно было включено в договор между А.П. Гайдаром и Госиздатом в 1928 году. Последующее название «Обыкновенная биография» хотело подчеркнуть автобиографичность действий, а также показать, что образ Горикова – собирательный образ. После того как повесть уже была опубликована с этим названием, А.П. Гайдар решает назвать ее «Школой». Причем в дневниковых записях, где уточнялись значения неизвестных и непонятных слов, наряду со словами «альтруизм», «извержение» стояло слово «школа». Такое заглавие указывало не на воспитательное учреждение, а на школу революции и на школу жизни в целом.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, несмотря на то что есть автобиографические черты.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
А.П. Гайдар в своей повести показывает, как главный герой проходит жизненную школу, преподающую уроки мужества, долга и благородства. Время, которое Борис был на фронте, - это время ошибок неопытного молодого человека, который в конце произведения становится взрослым. Писатель демонстрирует, что нельзя стать настоящим героем, не победив собственные страхи и не поборов собственные недостатки. А.П. Гайдар показывает, что жизненные трудности способны закалить характер человека, сделать его сильнее. Главное – это всегда идти до конца.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В основе повести «Школа» лежат события 1916-1918 гг. Потерявший во время обучения в школе отца Борис Гориков начинает проходить «школу жизни» сам. Он выполняет задания большевиков, после чего становится добровольцем Красной Армии. Пройдя различные испытания, главный герой взрослеет и делается внутренне цельным человеком.
Конфликты, существующие в повести, не становятся детскими и несерьезными. А.П. Гайдар показывает реальность жизни, поэтому трудности, с которыми сталкивается еще ребенок, оказываются сложными даже для взрослого человека.
7. Система образов произведения.
Главный герой – Борис Гориков, имеющий связь с самим автором. Некоторые черты характера А.П. Гайдара отразились в центральном персонаже. В то же время Борис – образ не индивидуализированный, а собирательный. Писатель всячески подчеркивал обобщенность, даже ранее название «Обыкновенная биография» говорит об этом. Борис Гориков – тип революционной личности, вбирающей в себя самые лучшие качества.
В центре произведения стоят простые дети, однако образы взрослых нельзя назвать второстепенными. Именно они решают ход события и помогают младшему поколению пройти «школу жизни». Образы взрослых, как и образы детей, описаны с психологической точностью.
8. Композиция произведения.
Несмотря на внешнюю раздробленность повести, «Школа» - это целостное произведение с объединенными в общую цепочку сюжетами и элементами.
Первая и вторая части повести представляет читателю героев произведения, которые запоминаются и узнаются в реальном времени. Здесь автор показывает мелкобуржуазную среду, рисует портреты большевиков.
В так называемой фронтовой части А.П. Гайдар показывает образы бойцов, что позволяло читателю увидеть жизнь Красной Армии.
Повесть «Школа» обладает законченностью и завершенностью. Когда писатель хотел продолжить свое произведение, взяв за основу сюжета то, что Борис Гориков в результате ранения приезжает на малую родину, а потом возвращается на фронт, А.П. Гайдар понял, что повесть не имеет продолжения, композиционно и сюжетно она уже завершена.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
А. П. Гайдар пытается показать, что все события, описанные в повести, основаны на событиях реальной жизни и в некоторых моментах даже автобиографичны. Дети и их роль в войне показана со всеми деталями и подробностями. Писатель реалистично показал сюжетные линии и героев. В повести исторические события – это не просто фон, это основа всего сюжета.
10. Отзыв о произведении.
Для А.П. Гайдара в повести «Школа» было важным не просто продемонстрировать современные автору времена, но и дать совет будущему поколению. Данная повесть, повествуя о прошлом, говорит с будущим.