Анализ романа Набокова «Дар»


1. История создания произведения.

Роман В.В. Набокова «Дар» был написан в 1938 году. Опубликовали его в том же году в парижском альманахе «Современные записки». Однако четвертая глава, посвященная Чернышевскому, была опущена. Полностью произведение было выпущено лишь в 1952 году в нью-йоркском издательстве. В 1990 году роман был опубликован в России (СССР).

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

РВ жанровом отношении «Дар» специфичен. Это метароман, который совмещает в себе признаки разных жанров. В романе есть черты воспоминаний, биографии (и даже автобиографии), любовного, философского, игрового, производственного романа, романа-воспитания и др.

3. Название произведения и его смысл.

РОсновой названия романа В.В. Набокова стала строка из стихотворения: «За чистый и крылатый дар». Существует три версии, почему роман назван именно так: дар в прямом смысле слова – дар, данный писателю; дар – это то, что герои произведений сведены самой судьбой; «Дар» – это книга о даре.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

РОсобенностью романа является соединений форм повествования. Оно ведется либо от первого лица, либо от третьего, что делает рассмотрение событий с нескольких точек зрения.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

В.В. Набоков в так называемом романе-загадке прямо не выразил тематику и проблематику. Каждый может понять произведение по-своему. Вероятно, темой романа является трагедия соединения с любимым в идеальном мире грез, в то время как в реальном мире происходит соединение с совершенно чужим.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Действия романа происходят в литературной среде Берлина. Начало произведения связано с тем, что у главного героя Годунова-Чердынцева выходит его первая книга со стихотворениями. Сюжетная линия связана с жизнью и творчеством поэта (здесь проявляются сходства персонажа с автором).

Сюжет всего романа связан с развитием и эволюцией литературного дара данного персонажа. На тему искусства и творчества накладываются и другие линии, более бытового характера. Так, центральный персонаж влюбляется в дочь хозяина квартиры, которую снимает. Главными событиями сюжета являются отъезд родителей девушки и желанная обоими близость.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем романа «Дар» является Федор Годунов-Чердынцев. Это молодой поэт, вступивший на творческий путь.

Образ главного героя во многом автобиографичен: это и бытовая обстановка, царящая вокруг Годунова-Чердынцева, и дар, которым владеет герой. В.В. Набоков в уста своего героя вкладывает свои стихотворения. В это проявляется самая высокая близость героя и писателя.

Годунов-Чердынцев хочет написать стоящее произведение, которое будет выделяться среди остальных. Но несколько раз отвергает свои замыслы.

Важным образом в произведении является Кончеев, литературный соперник главного героя. Годунов-Чердынцев хочет быть с Кончеевым в дружеских отношениях, однако пишет на него разгромную статью.

Отец Федора – идеальный герой или близок к этому типу персонажей. Ради науки (герой – ученый-энтомолог) персонаж готов пожертвовать всем, что у него есть, даже жизнью. Отец Годунова-Чердынцева жертвует всем и уезжает в научную экспедицию, из которой не возвращается, так как его считают пропавшим без вести.

В.В. Набоков хочет показать положительного героя в своем романе «Дар». По его мнению, к такому герою относится человек, объединяющий в себя все стороны жизнедеятельности людей: поэзия, спорт, наука.

Важен в системе образов и реальное лицо – Чернышевский, который описывается сюжетным писателем недоброжелательно.

8. Композиция произведения.

Интересна композиция романа «Дар» - «роман в романе». Одно произведение включает в себя два сюжета: о жизни Федора Годунова-Чердынцева и о творчестве Чернышевского. Эти две сюжетные линии развиваются параллельно и контрастируют между собой. Но несмотря на параллельное развитие, в каждой линии можно найти свою параллель или антипод.

Объединяющим компонентов этих двух линий становятся заглавие романа, а также деление его на главы.

Внутренняя композиция построена с помощью сюжета, хронотопа, формы повествования и системы образов.

Особенностью композиции также является включение поэтических вставок в прозаическое произведение.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Само обращение к форме «рассказ в рассказе» является своеобразным авторским приемом, способствующим передачи главной мысли. Причем В.В. Набоков соединяет жанровые признаки в одном произведении.

Нетрадиционным является обращение к жизни творческого человека, который стоит в центре повествования.

По форме и мысли «Дар» схож с пушкинским «Евгением Онегиным».

10. Отзыв о произведении.

Роман В.В. Набоков «Дар» рассказывает о жизни писателя, а также обращается к реальному литературному и критическому деятелю, что вносит интерес в произведение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Набокова «Машенька»
  • Анализ романа Набокова «Лолита»
  • Анализ романа Набокова «Приглашение на казнь»
  • Анализ романа Набокова «Защита Лужина»