Анализ романа Набокова «Защита Лужина»


1. История создания произведения.

В.В. Набоков начал работать над романом «Защита Лужина» в 1929 году, весной, а уже летом того же года произведение было закончено. Оно публиковалось в журнале «Современные записки» в 1929-1930 гг., причем под псевдонимом – В. Сирин. Отдельным изданием роман выпущен в Берлине издательством «Слово».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

По жаровой специфике произведение В.В. Набокова – это сложный метароман, который переполнен различными смысловыми оттенками. «Защита Лужина» - это роман в полном смысле этого слова. Писатель в центр повествования поставил жизнь частного человека, которая описана с самого рождения до самой смерти.

3. Название произведения и его смысл.

Сам В.В. Набоков говорил о том, что его произведение – это описание шахматной игры. В названии отражается защита черных фигур от белых. Лужин в романе разрабатывает тактику защиты, в ходе которой он жертвует конем, то есть самим собой.

Помимо шахматного смысла, есть прямое значение слова «защита»: это защита от непонятного и в чем-то страшного мира. Попытки защититься от действительности оказываются тщетными. Получается, что принесение в жертву шахматного коня и самоубийство самого Лужина – это часть защиты, которую и разрабатывал герой.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование строится так, что сознание героя становится важнее всего остального. В.В. Набоков пользуется таким художественным принципом как субъективизация повествования, который позволял показать героя, находящегося на грани реальности и шахматной доски.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема романа «Защита Лужина» - судьба творца. Вся проблематика произведения так или иначе связано с темой творчества. Творческая личность становится в центре внимания. Автор показывает, что профессионализм, который характерен Лужину, словно высасывает из него все силы. Так, постоянное и неосознанное пребывание в мире ирреальном становится причиной неспособности существовать в мире реальном. В этом заключается основной конфликт произведения.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета романа В.В. Набокова лежит история известного шахматиста Лужина, мир которого поделился на две реальности – действительный мир и шахматная доска, которая часто воспринимается главным героем как реальный мир. Шахматный мир притягивает Лужина, он важнее для него.

Сюжетные линии «Защиты Лужина» сводятся к последней игре центрального персонажа, который в ходе повествования придумывает защиту от действий своего соперника.

Кульминационным событием становится поединок Лужина и Турати, который отрывает главного героя от реальной действительности и полностью переносит в шахматный мир.

7. Система образов произведения.

В центре произведения стоит особый тип героя. Это человек, который полностью погружен в себя и свои мысли. Лужин – замкнутый, робкий человек. Писатель особое внимание уделяет его психологическим особенностям, которые связаны с тем, что Лужин – однозначный интроверт.

Что касается профессии, главный герой – шахматист, то есть личность творческая. Причем для него игра в шахматы становится единственной реальностью. Центральный персонаж переживает трагедию, связанную с несовпадением реальной действительности с созданным героем миром. В романе показан конфликт одинокого персонажа с обыденным миром, где царствует толпа. Лужин пытается защититься от нее, но защиты нет.

8. Композиция произведения.

Композиционные особенности также являются приемом для раскрытия образа Лужина. В.В. Набоков предметом изображения делает сознание главного героя, что позволяет решать многие творческие проблемы.

В романе кольцевая композиция, которая тесно связано с номинацией героя. Если в начале произведения центральный персонаж обретает фамилию, то в финале романа он получает и имя с отчеством.

Особенностью композиции является то, что повествование перемежается воспоминаниями Лужина из своего детства.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный принцип В.В. Набокова в романе – принцип субъективизации повествования. В основе лежит личность персонажа, которая описывается подробно, с использованием приема психологизма.

Писатель в своем произведении использует символические образы, детали. В «Защите Лужина» автор использует свой излюбленный прием – описывая судьбу героя от начала до конца, автор называет имя персонажа лишь в конце романа.

10. Отзыв о произведении.

«Защита Лужина» - роман В.В. Набокова, который демонстрирует судьбу человека, находящегося в своеобразном конфликте с реальной жизнью. Сознание персонажа в центре внимания – интересный прием, использованный писателем.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Набокова «Машенька»
  • Анализ романа Набокова «Лолита»
  • Анализ романа Набокова «Дар»
  • Анализ романа Набокова «Приглашение на казнь»