Анализ стихотворения Ахмадулиной «Взойти на сцену»


Стихотворение «Взойти на сцену» вышло из-под пера Беллы Ахмадулиной в 1973 г. Поэтесса уже была известна не только на Родине, но и за рубежом. Не раз она выступала перед публикой со своими стихотворениями. Кроме того, Белла Ахатовна до момента написания указанного произведения сыграла в фильме. Женщина не понаслышке знала, как это выступать перед публикой. Эти эмоции она попыталась воспроизвести в стихотворении «Взойти на сцену».

Тема анализируемого произведения – переживания человека, выступающего на сцене. Белла Ахатовна утверждает, что признания людей добиться нелегко. Она показывает, как трудно взять себя в руки и выступать в угоду кому-то, но вдохновения и сил придают те, кто любимы.

Центральный образ стихотворения Б. Ахмадулиной «Взойти на сцену» – лирическая героиня. Это публичный человек, отданный людям, которые его любят. Монолог написан от первого лица, поэтому читатель может ярко представить весь спектр переживаний, сопровождающий публичные выступления.

В первой строфе женщина сравнивает себя со снегом, летящим в угоду февралю. Но она не может так же легко выходить на сцену в угоду зрителям. Тем не менее, делать это приходится не первый раз. Женщина не скрывает неприятные ощущения, испытываемые на сцене: «мне… не внове взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз». Выступающая видит, что ее слова превращаются в грязь упав под ноги зрителям.


Вдруг героиня представляет, как это выйти на сцену нездоровой, с печатью смерти на лице. Она отвергает такую участь, умоляя: «О, кто-нибудь, приди и время растяни». Так в произведении появляются мотивы быстротечности жизни, старости. Но поэтесса ненадолго заостряет на нем свое внимание. Уже в следующем четверостишии она возвращается к описанию внутреннего состояния во время выступления.

Выступающая названа плясуньей, а выступление представляется пляской «по грани роковой, по острию каната». Лирическая героиня знает, что смерти не избежать, но она обязательно очнется, как было всякий раз. Она готова сохранять себя ради тех, кто ею любим. Толпу героиня воспринимает как одно лицо людей. В последнем катрене женщина утверждает, что ей не жаль «ни слов, ни мук». Ее лишь интересует, хватит ли этого для блаженства публики.

Стихотворение Б. Ахмадулиной «Взойти на сцену» невозможно разделить на смысловые части. Оно похоже на поток эмоций, спонтанных мыслей, связанных с выступлением на сцене. Формальная организация – семь катренов с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Внутреннее состояние лирической героини автор передает посредством тропов. Главную роль играют метафоры: «вниманье ваших глаз», «мой голос… вам упадет в ноги», «какой мороз во лбу», «какой в лопатках ужас», «исчерпана до дна пытливыми глазами», «кровотеченье речи», «приди и время растяни». Также в тексте есть эпитеты («легко взойти», «пытливые глаза», «прекрасных… лиц», «малого блаженства») и сравнения («взять в кожу, как ожог», «мой голос, словно снег»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Ахмадулиной «В тот месяц май, в тот месяц мой…»
  • Анализ стихотворения Ахмадулиной «Ночь»
  • Анализ стихотворения Ахмадулиной «По улице моей который год…»
  • Анализ стихотворения Ахмадулиной «Прощание»