Анализ стихотворения Блока «Да, так велит мне вдохновенье…»


Стихотворение «Да, так велит мне вдохновенье...» А. Блок написал в 1911 – 1914 гг. Оно вошло в цикл «Ямбы», в котором автор обличает пороки современного ему общества. Не исключение и анализируемое стихотворение.

Произведение относится к философской лирике, есть в нем также признаки гражданской лирики. Автор размышляет над проблемами человечества, призывает читателя увидеть мир нищеты, грязи и мрака. Жанр стихотворения – элегия.

В произведении автор раскрыл темы нищей жизни человечества, которая кажется непроглядным ужасом. Автор показывает, что человек, а тем более поэт, который далек от «грязи, мрака и нищеты» должен открыть глаза на эти проблемы и своими делами помочь решить их. Он утверждает, что, видя ужас, нельзя спокойно наблюдать за ним и молчать.

В центре стихотворения лирический герой. Ему принадлежит пламенный монолог. В первых строках он признается, что вдохновенье и мечта переносят его в «мир иной», туда, где живут бедные, несчастные люди. Уже начало подсказывает нам, что лирический герой – поэт, который не может оставаться равнодушным к горю других людей. Он обращается к читателю с вопросом: «Ты видел ли детей в Париже иль нищих на мосту зимой?» Таким образом, он заставляет представить жизнь бедных людей.


Потом лирический герой призывает открыть глаза «на непроглядный ужас жизни». Это необходимо сделать, чтобы сохранить отчизну от «великой грозы». Под этой метафорой А. Блок, видимо, имел в виду революционные настроения, которые, на момент написания произведения уже назревали в его стране.

Лирический герой утверждает, что исправить ситуацию можно только делом. Он с иронией обращается к тем, кто не готов действовать: «не можешь – дай тоске и скуке в тебе копиться и гореть…». Он призывает таких людей залечь на дно, презирать этот свет, но не присоединяться к лицемерам. Вот почему он говорит, что дням настоящим нужно молвить нет.

Стихотворение «Да, так велит мне вдохновенье...» А. Блока не делится на строфы. Таким образом, создается впечатление единого потока мыслей. Строки в произведении объединены перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. По смыслу стихотворение можно разделить на три части: рассказ лирического героя о том, куда его влечет свободная мечта; призыв открыть глаза на иной мир и приготовиться к работе; обращение к тем, кто не готов к делу.

Анализируемое произведение изобилует художественными средствами. Преобладают в нем метафоры: «диктует вдохновенье», «непроглядный ужас жизни», «пока великая гроза всё не смела в твоей отчизне», «лживой жизни этой румяна жирные сотри». Также в тексте есть эпитеты («свободная мечта», «гнев правый», «лживая жизнь», «жестоко ненавидя») и сравнение («как боязливый крот… заройся в землю»).

Настроение лирического героя передается при помощи интонации: в стихотворении есть восклицательные, вопросительные и оборванные синтаксические конструкции. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, слова, с согласной «р» подчеркивают решительность лирического героя: дай гневу правому созреть, приготовляй к работе руки…».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Блока «Летний вечер»
  • Анализ стихотворения Блока «Девушке»
  • Анализ стихотворения Блока «Ветхая избушка»
  • Анализ стихотворения Блока «Русь»