Анализ стихотворения Блока «Ветхая избушка»
А. Блок писал не только для взрослой аудитории, но и для маленьких читателей. Его перу принадлежит книга «Круглый год». Ее особенность – композиция, которая соответствует смене времен года. Автор живо описал летние, зимние, осенние и весенние забавы ребят. В книгу вошло и стихотворение «Ветхая избушка», датируемое 1906 г.
Тема произведения – зимние детские забавы, радость от прихода весны. Автор показывает, что настроение не зависит от времени года, мы сами создаем его. Строками стихотворения он еще раз утверждает, что детство – самый прекрасный период человеческой жизни.
Центральным в произведении является обобщенный образ ребят, которые выбежали на улицу играть. За ними наблюдает лирический герой. Но взор его не сразу приковывается к детям. Сначала герой замечает ветхую избушку, засыпанную снегом. Из её окна выглядывает бабушка. Эта идиллическая картина создает атмосферу счастливого детства.
Лирический герой переключает внимание на внуков старушки. Деталь «внукам-шалунишкам по колено снег» подсказывает, что дети маленькие. Ребята веселятся, катаются на санка, лепят дом из снега. Все вокруг наполнено их звонкими голосами и смехом. Снежный дом готов к играм. Но дети знают, что им пора домой, как только они «пальчики застудят».
В конце стихотворения появляется взрослый мотив быстротечности времени. Автор говорит, что завтра дети глянут, а на дворе уже весна. Этими строками А. Блок, кажется, призывает не упускать ни единого дня, когда можно порезвиться.
Анализируемое стихотворение по смыслу условно можно поделить на несколько частей: лаконичное описание ветхой избушки, рассказ о ребятах, которые играют на дворе, строки о приближающейся весне. На строфы произведение не разбито. Его строки объединены перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер трехстопный хорей.
Художественное оформление стихотворения А. Блока «Ветхая избушка» продиктовано аудиторией, для которой было написано стихотворение. Автор использовал уменьшительно ласкательные слова: бабушка, шалунишки, ребятишки, пальчики. Художественных средств немного, их особенность – простота. Преобладают в тексте эпитеты: «ветхая избушка», «весел… бег», «быстрые санки», «резвая игра», «звонко раздаются», «бабушка-старушка», «внуки-шалунишки», «снежный дом». Есть также метафоры: «санок бег», «раздаются голоса кругом».
Настроение ребят и лирического героя, наблюдающего за их игрой, подчеркивается при помощи интонации. В стихотворении использованы оборванные и восклицательные синтаксические конструкции. Посредством оборванных предложений автор передал задумчивость, ностальгию лирического героя.
Смех, веселье ребят помогает воспроизвести аллитерация «р», «з»: «звонко раздаются голоса кругом». Ассонанс «а» отображает радость от того, что скоро придет весна: «Ан уж дом растаял, на дворе весна».