Анализ стихотворения Блока «Коршун»


Стихотворение «Коршун» А. Блок написал в марте 1916 года. Оно посвящено событиям Первой мировой войны, в которой Александр Александрович видел только смерть и разруху. Спустя несколько месяцев после его написания стихотворения поэт поступил на службу. Его письма к матери свидетельствуют о том, что война не вызывала в нём энтузиазма. В этот период его интересы был «кушательные и лошадиные». Тем не менее, А. Блок переживал за Родину, за русский народ. Его переживания выражены в стихотворениях, в том числе и в «Коршуне».

Анализируемое стихотворение относится к гражданской лирике. Жанр – элегия. Тема произведения – раздумья о судьбе Отчизны. Александр Александрович осуждает войну, показывает горе, которое она приносит.

В центре стихотворения образ коршуна. Он описывает плавные круги над пустынным лугом. Не зря А. Блок изображает именно эту птицу. Коршун в славянской культуре является символом смерти, горя. Упоминая эту птицу в первых строках, поэт создаёт военную атмосферу, готовит читателя к восприятию идеи произведения.

В следующих строках появляется образ матери и ребенка. Мать пытается накормить чадо хлебом и своим молоком. Она знает, что и следующее поколение не будет жить счастливо, ведь её народ постоянно сталкивается с войнами. Вот почему женщина готовит ребёнка к нелегкой жизни: «… расти, покорствуй, крест неси». Александр Александрович словом «покорствуй» намекает на рабскую психологию своих соотечественников. Он понимает, что многих не устраивает, как они живут, но люди предпочитают смиряться.


Во второй строфе автор коротко описывает историю Родины: «идут века, шумит война». В мятежах сгорают деревни. А. Блок подчёркивает, что любит свою страну, добавляя местоимение «моя». Также поэт говорит, что его родной край красивый. В последних строках он задает вопросы, касающиеся судьбы Отчизны, хотя и понимает, что они риторические.

Лирический герой стихотворения А. Блока «Коршун» - человек, который очень любит свою страну, хочет, чтобы в ней, наконец, воцарился мир.

Анализируемое произведение состоит из двух шестистиший. Строки в них объединены перекрестной и смежной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. По смыслу произведение также делится на части: описание полета коршуна и рассказ о матери с ребенком; размышления о прошлом, настоящем и будущем страны. В первой части использована прямая речь. Такой приём приближает читателя к простому народу, открывает занавес «на сцену настоящей жизни».

Раскрыть тему, реализовать идею А. Блоку помогают художественные средства. В тексте использованы эпитеты («плавный круг», «сонный луг», «пустынный луг», «краса заплаканная и древняя»), метафоры («чертя за кругом плавный круг,… коршун кружит», «крест неси», «идут века», «шумит война», «встаёт мятеж»), риторическое обращение («а ты всё та ж, моя страна»), риторические вопросы («Доколе матери тужить?», «Доколе коршуну кружить?»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Блока «Как мимолетна тень осенних ранних дней…»
  • Анализ стихотворения Блока «Медлительной чредой нисходит день осенний…»
  • Анализ стихотворения Блока «Есть времена, есть дни, когда…»
  • Анализ стихотворения Блока «Мне в душу просится былое…»