Анализ стихотворения Бродского «На смерть Жукова»


Стихотворение «На смерть Жукова» И. Бродский написал, пребывая уже в эмиграции. Поэт следил за тем, что происходило на Родине. Узнав в 1974 г. о смерти Георгия Жукова, которого называли маршалом Победы, Иосиф Александрович посвятил ему строки.

Анализируемое произведение относится к гражданской лирике. Его жанр – ода, ведь автор воспевает героя. Тема – смерть Жукова, память о нем, личность героя. Автор показывает, что после смерти настоящих героев память о них, уважение к ним остаются нетленными.

В центре стихотворения образы лирического героя и Жукова. Лирический герой выступает в качестве наблюдателя, однако, он не скрывает своих эмоций, отношения к умершему. Лирический герой представляет похороны Жукова: «гроб на лафете, лошади круп». Он намекает на то, что находится далеко: «ветер сюда не доносит мне звуков русских военных плачущих труб». Тем не менее, герой представляет труп, который уносит с собой регалии.

Далее И. Бродский рассказывает о воине, показывая его лучшие стороны. Автор не упускает того факта, что пред Жуковым «многие пали стены», хоть сила была не на его стороне. Иосиф Александрович проводит параллель между русским воином и Ганнибалом, Велизарием, Помпеем.


И. Бродский попытался представить, что чувствовал Жуков, когда проливал солдатскую кровь, вспоминал ли он о пережитом на войне. Во второй строфе появляется мотив жизни после смерти. Поэт задается вопросом, что Жуков ответит убитым, когда встретится с ними в загробном мире. Интересно, что, по мнению поэта, солдаты однозначно попадут в ад, видимо, он так представлял кару за кровопролитие.

Вдруг поэт возвращается к реальности. Он обращается к Жукову: «Спи!». Иосиф Александрович уверяет, что в русской истории хватит страниц для героев. В последней строфе автор называет героя маршалом. Он уверен, что Лета поглотит не только тело воина, но и слова его слова о нем. Все же поэт просит принять их. В последних строках он славит воина, создавая музыку. Читатель может отчетливо слышать барабаны, военную флейту.

Стихотворение И. Бродского «На смерть Жукову» можно разделить на смысловые части: представления лирического героя о похоронах Жукова; рассказ о подвигах маршала; обращение к маршалу. Формальная композиция произведения – пять шестистиший с перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – трехстопный дактиль.

Для раскрытия темы, создания образа русского воина-героя Иосиф Александрович использовал художественные средства. В тексте есть эпитеты («замершие звуки», «меч… вражьих тупей», «земля чужая», «адская область», «алчная Лета», «жалкая лепта»), метафоры («колонны замерших звуков», «в смерть уезжает», «многие пали стены», «сколько он пролил крови солдатской…», «…Жуков десницы больше уже не приложит в бою», «…поглотит алчная Лета»), антитеза («… входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою»), риторическое обращение («Бей, барабан, и военная флейта, громко свисти на манер снегиря»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бродского «Рождественский романс»
  • Анализ стихотворения Бродского «От окраины к центру»
  • Анализ стихотворения Бродского «Стансы»
  • Анализ стихотворения Бродского «Большая элегия Джону Донну»