Анализ стихотворения Бродского «От окраины к центру»


Стихотворение «От окраины к центру» И.А. Бродский написал в 1962 г. Читая строки, можно подумать, что они принадлежат мужчине солидного возраста, который вернулся домой после долгих лет проживания за границей. На самом деле, поэт создал произведение, когда ему было 22 года. Тогда он еще не покинул СССР. «От окраины к центру» - стихи «ленинградского периода творчества» Иосифа Александровича. Исследователи утверждают, что в это время было написано много произведений, в которых поэт предвидел свое будущее.

В анализируемом стихотворении переплетаются признаки интимной, философской и даже гражданской лирики. Жанр его – элегия. Тема произведения – переживания человека, который прогуливается по местам своей юности. Автор показывает, что ностальгия способна легко овладевать человеком, а память о местах юности всегда жива. Кроме того, в стихотворении есть мотивы человека и общества, быстротечности жизни.

В центре стихотворения лирический герой, который возвращается в родные места. Мужчина прогуливается по улочкам, ему здесь всё знакомо. Индустриальную окраину он описывает, как нечто возвышенное: «парадиз мастерских», «аркадия фабрик», «рай речных пароходов». Поэт попытался воссоздать не только визуальные образы, но и звуковые, например, звон трамвая. Музыку предместий автор определяет как джаз, видимо из-за труб.

Несколько строк посвящено описанию лирического героя: это мужчина в «ярко-красном кашне и в плаще в подворотнях», в широких штанах. Такой яркий силуэт выделяется на фоне окраины. Лирический герой стоит на мосту со стаканом лимонада в руках. Он очень о чем-то задумался, о чем говорит деталь: «стоишь…, прижимая к лицу недопитый стакан лимонада». Колорита этой картине придает упоминание о реве трубы комбината.


Далее узнаем, что лирический герой думает о своей юности. Её он называет сначала «бедной», а потом «прекрасной». Мы понимаем, что такое неоднозначное восприятие связано с условиями жизни. Мысли героя путаются, от воспоминаний он внезапно переходит к раздумьям над общими, но всегда актуальными темами. Например, он говорит о важности быт для кого-то «светом и тенью». Затронул Иосиф Александрович и проблему жизни и смерти. Он утверждает, что смерть – это новый этап, большая встреча с теми, кого растеряли на жизненном пути.

Герой делает вывод, что он чужой в местах своей юности: «не жилец этих мест, не мертвец, а какой-то посредник». Он чувствует себя одиноко. Вдруг мужчина осознает, что ему нравится чувствовать себя чужим, ведь так ему некого обвинять, не с кем прощаться. Он заявляет: «Поздравляю себя!». А поздравляет он себя с тем, что никому ничего не должен, что запирает дверь в прошлое.

Стихотворения состоит из семистиший, в которых нет четкой рифмовки. Написаны строки разностопным анапестом. По смыслу стихотворение можно условно разделить на такие части: урбанистический пейзаж; лаконичный портрет лирического героя; раздумья лирического героя, которые завершаются поздравлением самого себя.

Произведение насыщено художественными средствами. В нем есть эпитеты: «младенческие лары», «каменно-уголный дым»), метафоры («река распласталась», «джаз предместий приветствует нас, «ревет позади дорогая труба комбината»), риторические обращения («добрый день, вот мы встретились, бедная юность», «до чего ты бесплотна»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бродского «Рождественский романс»
  • Анализ стихотворения Бродского «Стансы»
  • Анализ стихотворения Бродского «Большая элегия Джону Донну»
  • Анализ стихотворения Бродского «На смерть Жукова»