Анализ стихотворения Слуцкого «Лошади в океане»



Автор и название стихотворения

Борис Абрамович Слуцкий. «Лошади в океане».

История создания стихотворения «Затесавшееся столетие»

Стихотворение «Лошади в океане» стало для Б.А. Слуцкого самым любимым. Написал он его в 1951 году, когда однажды услышал от друга печальную историю. Тот рассказал, что, читая какой-то американский журнал, случайно наткнулся на заметку, в которой рассказывалось о том, что морское судно в Атлантике наткнулось на немецкую мину. Все лошади, находившееся на борту, утонули, так и не доплыв до спасительной земли. Услышанное взволновало Б.А. Слуцкого. Под впечатлением он сразу же написал произведение «Лошади в океане». Позднее автор говорил, что это стихотворение не требовало какого-то дополнительного изучения предмета. Находясь на фронте в 1942 году, поэту пришлось переплывать на лошади реку, поэтому, как плавают эти животные, он знал. А вот море Б.А. Слуцкий увидел впервые только спустя пятнадцать лет после выхода стихотворения.

Напечатано произведение было в журнале «Пионер». Редакторы отнесли его в рубрику о животных, посчитав, что главная тема — это отношение к братьям нашим меньшим.

Автор посвятил «Лошади в океане» своему лучшему другу, писателю Илье Эренбургу. Строчки стихотворения не оставляли равнодушным ни одного человека. Позднее Б. Слуцкий написал продолжение стихотворения, которое уже не было таким трагичным. Большая часть лошадей спаслась и доплыла до спасительного острова. Там табун обрел настоящее счастье, потому что рядом не было людей.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Затесавшееся столетие»

Стихотворение «Лошади в океане» относится к военной лирике. История о лошадях, которые утонули из-за того, что корабль наткнулся на мину времен ВОВ, вызывает горестные чувства и безысходность.

Это произведение стало самым популярным в творчестве Б.А. Слуцкого, хотя сам он признавался, что оно было совершенно нехарактерно для него.

Тема стихотворения — смерть лошадей во время войны. Б.А. Слуцкий сумел передать, как самое страшное горе — война причиняет зло не только людям, но и всему живому. Сюжет произведения заставляет переживать и испытывать невероятную печаль. Через океан на корабле «Глория», название которого переводится как «Слава», перевозили табун лошадей. Автор использует гиперболу «тыща», стараясь передать масштаб бедствия. И вот судно натыкается на мину. Чтобы спастись, люди использует лодки, а лошадям ничего не остается, как плыть по океану, надеясь в скором времени достичь земли. Но берега все нет, лошади теряют последние силы и начинают «ржать», как бы призывая людей помочь им. В итоге животные идут ко дну, а читатели испытывают сердечную боль и безысходность. Создается печальное настроение.

Идея стихотворения следующая: самое страшное, что может произойти на земле — это война. От нее страдает всё живое.

Некоторые литературоведы увидели в этом произведении аналогию с жизнью человека. Океан — это окружающий мир, и, оказавшись однажды посреди этого океана, человек не знает, как выплыть, и тонет. Люди же не замечают его мучений и не могут ничем помочь.


Художественные средства в стихотворении «Лошади в океане»

Главные образы, которые помогают раскрыть мысль, это лошади, океан и люди. Животные — символ беззащитности, доброты, надежды. Они не хотят умирать, однако океан поглощает их. Виной этому становится война.

Автор не использует много выразительных средств, таким образом указывая на значимость действия. Мина — лошади в океане — надежда — смерть. Гипербола, эпитеты становятся основными средствами выразительности.

Ритм стихотворения четкий, рифма смешанная, неточная, перекрестная. Стихотворный размер — хорей. Присутствуют звуковые повторы, помогающие определить главные, ключевые слова произведения. Например, «Но —нехорошо — далеко».

Композиция стихотворения «Лошади в океане»

Композиция стихотворения сюжетная. Есть завязка, конфликт, развитие сюжета и кульминация. Вначале читатель видит корабль, на котором перевозят лошадей. Потом действие разворачивается, и судно попадает на мину времен ВОВ. Лошади оказываются в воде, люди в лодках. Все пытаются спастись. Берег не появляется — лошади тонут. Строфы идут одна за другой, постепенно рассказывая историю.

Внутренне переживание лирического героя очень сильное. Он жалеет бедных лошадей и испытывает отчаяние, что ничего поделать нельзя.

Поэтическая лексика стихотворения «Лошади в океане»

В стихотворении используется общеупотребительная лексика. Она приближает читателя к пониманию этой ситуации. Встречаются разговорные слова, просторечные. Несколько раз повторяется «тыща». Через него автор заставляет нас испытывать боль и переживания за судьбы лошадей. Рассказчик является простым человеком, фронтовиком, в каждом слове которого ощущение приближающейся трагедии.

Образно-выразительные средства, используемые автором просты и понятны каждому читателю. Самые распространенные — эпитеты: «названьем гордый», «добрыми мордами», «бедные лошади».

Олицетворение: «корабль гордый», лошади возражали».

Метафора, переходящая в гиперболу: «плыл по океану остров рыжий».

Стилистические фигуры в стихотворении «Лошади в океане»

В стихотворении «Лошади в океане» можно заметить обороты речи, которые усиливают выразительность слов автора. Так, в произведении сразу же видна инверсия. Обратный порядок слов помогает правильно расставить акценты и определить главное чувство. Например, «подков четыре тыщи», «… в шлюпки влезли», «плыл по океану остров рыжий».

Если анализировать смысловую составляющую стихотворения, можно отметить антитезу. Лошади противопоставлены людям. Животные чувствуют, думают, мечтают выбраться на берег, возмущаются тем, что люди оставили их посреди океана.

Повторы нужны для того, чтобы читатели смогли осознать происходящее, почувствовать масштаб трагедии. Например, слова «тыща» повторяется три раза. Повтор глагола «ржали» передает отчаяние животных, их возмущение.

Риторические восклицания усиливают эмоциональность рассказчика. Он чувствует боль, отчаяние, волнение.

Поэтическая фонетика стихотворения «Лошади в океане»

Б.А. Слуцкий использует в стихотворении «Лошади в океане» приемы звуковой выразительности. Одним из самых частых является аллитерация. Читатель отчетливо слышит ржание лошадей, топот копыт. Автор добивается этого с помощью повтора согласных звуков «р», «ж», «т», «п».

Анафора (единоначатие):

«Тыща лошадей…
Тыща лошадей…»

Частым употреблением гласных звуков «о» и «а», автор как будто передает крик и отчаяние лошадей, людей, читателей (ассонанс).

Образ лирического героя в стихотворении «Лошади в океане»

Повествование ведется от лица рассказчика. В его словах переживания и эмоции. Лирический герой как будто сам присутствовал на этом корабле и видел происходящее. С помощью его восприятия читатели испытывают те же эмоции — боль, невозможность что-то изменить. Чувства рассказчика являются отражением мировоззрения автора. Б.А. Слуцкий никогда не плавал по океану, но тонко прочувствовал историю, которая там произошла.

Литературное направление

Русская немодернистская поэзия — направление в литературе, характерное для поэтов, писавших в пятидесятые годы двадцатого столетия. Главным в их творчестве стало осмысление «нравственного опыта эпохи». Стихотворение «Лошади в океане» о том, что война — это самая страшная трагедия, которая затрагивает всё живое на земле.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Слуцкого «Затесавшееся столетие»
  • Анализ стихотворения Слуцкого «Слава»
  • Анализ стихотворения Слуцкого «Оказывается, война…»
  • Анализ стихотворения Слуцкого «Двадцатые годы, когда все были…»