Анализ стихотворения Слуцкого «Слава»



Автор и название стихотворения

Борис Абрамович Слуцкий. «Слава».

История создания стихотворения «Слава»

Б.А. Слуцкий воевал на фронтах Великой Отечественной войны четыре года. Начал он свой боевой путь на Смоленщине, воевал в Югославии и Румынии. Несколько раз был ранен и контужен. Послевоенное время стало для поэта самым сложным, наверное, даже более страшным, чем сама война. Воспоминания о смерти, разрухе, катастрофе не угасали в его мыслях и сердце. Так, стихотворение «Слава» было написано автором в 1971 году, опубликовано во втором томе сочинений, куда входят стихи Б.А. Слуцкого за 1961-1972 гг.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Слава»

По жанру стихотворение относится к послевоенной лирике. В нем соединилось многое. Личность человека, прошедшего войну, который не смог остаться полноценным человеком. Слава, упоение победой, песня «Катюша», символизирующая торжество советского народа над врагом.

Почти все стихотворения Б.А. Слуцкого сюжетные. История начинается с того, что лирический герой рассказывает о сумасшедшем, который жил в деревне. Жители его все знали, потому что он выходил на улицу и начинал петь «Катюшу», причем пел он ее с особым рвением. Лирический герой признается в том, что понял смысл слова «слава». Для него это и деревенский сумасшедший, и песня Катюша, и всё то, что называют славой.

Главная тема стихотворения — память о военных днях, о горе и победе. Идея произведения в том, что в каждом русском человеке, даже если он сумасшедший, живет чувством любви к своей Родине. А песня «Катюша» становится символом победы.

Настроение, которое возникает при прочтении — одновременно грустное и восторженное. Автор как будто гордится тем, что на нашей земле живут еще люди, которые смогли выстоять в этой войне и получить свою славу.


Художественные средства в стихотворении «Слава»

В стихотворении даны несколько ключевых слов. Самое главное из которых — песня «Катюша». Именно эта песня передает русский дух, стойкость, веру. Она является символом славы для солдата, одержавшего победу над фашизмом. Катюша исполняли везде и в любых обстоятельствах.

Сумасшедший человек, скорее всего, собирательный образ того, кто не смог полноценно вернуться к жизни после тяжелых военных лет. Однако подсознательно в нем живет гордость за нашу страну, за людей, которые смогли победить.

Как правило, Б.А. Слуцкий не использует обилия художественных средств, чтобы не затмить главную мысль. Некоторые литературоведы называют поэтику этого автора криптографичной. Тем не менее, в произведении можно увидеть эпитеты, метафоры, инверсию, анафору, лексические повторы.

Строфы стихотворения имеют четкий ритмический рисунок, размер — хорей, так как акцент падает на 3, 5 и 9 слоги. Рифма перекрестная в первых двух строфах, в третьей — кольцевая. Несмотря на необычность построения предложений, стихотворение придерживается классических правил стихосложения.

Композиция стихотворения «Слава»

Произведение состоит всего из трех строф, в которых разворачивается необычный сюжет. Первая строфа — экспозиция, в которой рассказывается о сумасшедшем человеке. Он действительно болен, но с особым рвением исполняет песню «Катюша».

Во второй строфе события разворачиваются. Лирический герой, слушая этого не вполне здорового человека, начинает осознавать, что такое «слава».

И третья строфа — кульминация и завершение. Слова «сладок», «густ», говорят о том, что пришла победа, сладкая, густая, но соленая от слез горя или радости. Мелодией нельзя надышаться, а песня «Катюша» смогла передать множество граней удивительного чувства славы.

Поэтическая лексика стихотворения «Слава»

Стихотворение «Слава» — это простые строчки, понятные любому человеку. Автор использует общеупотребительную лексику, не прибегая к неологизмам, историзмам иди терминам. Он называет вещи своими словами — «сумасшедший», «рвеньи». Используя поэтические средства, Б.А. Слуцкий показывает нам послевоенное время в новом ракурсе. В нем гордость того, то простой русский народ выстоял в войне, и печаль от того, что не все смогли забыть этих ужасов. Иногда лучше не помнить и не понимать, что произошло, оставаясь сумасшедшим.

Так, метафора «раствор славы» говорит о том, что в это понятие ёмкое, совмещающее в себе несколько составляющих. Это и слезы, и радость, и страшные последствия войны.

Эпитеты дополняют этот символ, говоря, что «солон», «сладок», «густ» ее раствор. Сумасшедший выводит песню в «сладком рвеньи».

Стилистические фигуры в стихотворении «Слава»

Стихотворение «Слава» построено на инверсии. Обратный порядок слов необходим для того, чтобы читатели смогли обратить внимание на ключевые образы. Например, «…раза два чуть было не сжёгший всю деревню», «…раза два…» приближает строчки к народной речи.

Большое внимание уделяется повторам. Намеренное выделение слов придает стихотворению эмоциональность. Так, автор три раза повторяет слово «выводил». Это указывает на то, что сумасшедший человек, не вполне осознавая свои действия, старался спеть песню правильно, четко, как бы понимая, что его могут слушать люди, то в мелодии заключен важный смысл. Он обязательно должен исполнить «Катюшу» хорошо и торжественно. По-другому нельзя.

Обилие причастий усиливает выразительность, делает речь простой и естественной. А.С. Пушкин говорил, что «чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».

Поэтическая фонетика стихотворения «Слава»

Поэтика стихотворения Б.А Слуцкого не богата. Можно заметить присутствие звука «в», передающего мелодию, «выводил», «выходил». Кроме этого, повтор гласных «о» и «а» (ассонанс) воспроизводит пение.

Анафора (единоначатие) видна в конце стихотворения. Это отсылка к понятию «слава». Известность может прийти к любому человеку, даже сумасшедшему, если эта слава всего народа, наше достояние. Последние две строчки четко это утверждают. Указательное местоимение «это» и последующее тире являются главными и помогают понять смысл произведения, доказывая, что последнее четверостишие ключевое.

Образ лирического героя в стихотворении «Слава»

Лирический герой произведения является рассказчиком, сторонним наблюдателем. Он видит этого сумасшедшего человеком, который старательно «выводит» песню «Катюша», и, слушая это пение, герой вдруг начинает понимать смысл славы. Это понятие ёмкое и вместительное. Именно Катюша становится прославленной песней, кто бы ее не пел, даже психически нездоровый человек. Но для сумасшедшего мелодия является чем-то важным, сакральным. Читатели не знают, был ли на фронте этот герой, но, скорее всего, его состояние — это отражение войны. Неосознанно, на каком-то генетическом уровне он готов прославлять народ, который смог одержать победу в Великой отечественной войне 1941-1945 годов.

Литературное направление

Б.А. Слуцкий был приверженцем школы В. Хлебникова. Модернизм и его разновидность — футуризм, а также свое видение человека в послевоенное время слились воедино в поэзии Слуцкого. В стихотворении «Слава» фонетические, смысловые нити сплетаются и рождают необычный вывод. Читатели замечают уход от условностей и слияние с жизненным процессом середины двадцатого века.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Слуцкого «Затесавшееся столетие»
  • Анализ стихотворения Слуцкого «Лошади в океане»
  • Анализ стихотворения Слуцкого «Оказывается, война…»
  • Анализ стихотворения Слуцкого «Двадцатые годы, когда все были…»