Анализ стихотворения Вознесенского «Велосипеды»


Стихотворение А.А. Вознесенского «Велосипеды» было написано в 1963 г. Тогда Андрей Андреевич только начинал публиковаться. Его стихотворения получали достаточно резкие отзывы. Тем не менее, уже тогда поэт проявил свое умение видеть прекрасное в простых вещах. Свидетельством этого является анализируемое произведение.

Стихотворение «Велосипеды» – образец пейзажной лирики. Однако, автор интересно обыграл пейзаж, расположив в центре него велосипеды. Написано произведение в жанре элегии. В незатейливых сроках поэт раскрыл традиционную тему красоты природы, гармонии человека и природы. Андрей Андреевич показывает, что нужно научиться убегать от суеты в лоно природы.

Ключевые образы стихотворения Вознесенского – брошенные в лесу велосипеды. Они виднеются в березовых просветах. Роса на велосипедах свидетельствует о том, что в пейзаж утренний или вечерний. Возможно, роса осталась после дождя. Несколько строф посвящено описанию велосипедов, которые попадали очень близко друг к другу. Эта художественная деталь говорит о том, что брошены двухколесные близкими людьми. Автору кажется, что велосипеды спят. Разбудить их очень сложно. Поэт сравнивает их с чудищами, опутанными цепями.


Велосипеды, хоть и «спят», но заметно, что они изумлены. Видимо, их удивила природа: «над ними – мгла зеленая, смола, шмели». Поэт утверждает, что велосипеды забыты кем-то. Хозяева оставили их среди ромашек и мяты, теперь же они безмятежно спят. От картины природы, изображенной в произведении, веет свежестью, чему способствуют такие элементы пейзажа: роса, мята, ромашка. Кроме того, автор наполнил зарисовку жужжанием и запахами трав, смолы.

Образы велосипедов можно воспринимать в связи с их хозяевами. Описание дает понять, что это люди, которые «сбежали» от суеты в лес, и теперь, как и их транспорт, наслаждаются лесной атмосферой. Лирический герой произведения не проявляет себя. Он занимает позицию отстраненного наблюдателя.

Стихотворение А.А. Вознесенского условно можно разделить на две части: рассказ о лежащих в траве велосипедах, лаконичная пейзажная зарисовка. Первая часть больше второй. Формальная организация произведения – пять катренов с перекрестной рифмовкой. В тексте есть и мужские, и женские рифмы. Написано стихотворение трехстопным ямбом.

Для раскрытия темы, создания образов велосипедов А. Вознесенский использовал художественные средства. Ключевой троп – метафора, ведь она является основой для создания образов спящих двухколесных. Привлекают внимание также метафоры «оцепенелые чудища», «шумящее изобилие». Дополняются описания эпитетами : «большие, изумленные», «мгла зеленая», «березовые просветы».

В некоторых строках автор использует аллитерацию, например, нанизывает слова с согласными «с», «з»: «в березовых просветках блестит шоссе». Аллитерация помогает воспроизвести звуки природы, передать лесную спокойную атмосферу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Вознесенского «Бьет женщина»
  • Анализ стихотворения Вознесенского «Озеро Свитязь»
  • Анализ стихотворения Вознесенского «В человеческом организме»
  • Анализ стихотворения Вознесенского «Ода сплетникам»