Анализ стихотворения Высоцкого «Баллада о детстве»


Стихотворение В. Высоцкого «Баллада о детстве» было написано в 1975 г. для спектакля «Уходя, оглянись». Современники Владимира Семеновича, Станислав Говорухин и братья Вайнеры, вспоминали, что «Балладу о детстве» поэт написал за один день. Он начал работу над текстом в самолете, который летел в Одессу, а закончил на даче. Когда В. Высоцкий выступал с этой песней на концертах, то представлял её как «маленькие зарисовки из детства».

Песня могла быть включена в фильм «Вторая попытка Виктора Крохина», но цензура не пропустила её из-за первого куплета о зачатье, Владимир Владимирович не захотел вносить коррективы. Фильм был тоже запрещен, а когда его выпустили в прокат, то добавили фрагменты из «Баллады о детстве».

Впервые анализируемое стихотворение увидело мир во Франции в записи на пластинке, выпущенной в 1977 г., и на страницах сборника «Песни русских бардов», изданной в 1978 г. В СССР текст песни был впервые опубликован лишь в 1987 г. в восьмом номере журнала «Аврора».

В стихотворении В. Высоцкого «Баллада о детстве» есть признаки интимной и гражданской лирики. По жанру это песня, хотя сам автор определил произведение как балладу. Тема – рассказ о детстве в военные и послевоенные годы. Автор показывает условия жизни после войны, разоблачая некоторые реалии советского общества.

В центре стихотворения лирический герой. Примечательно, что Владимир Семёнович постепенно переходит от лирического «я» к «мы». Второстепенные герои – соседи в коммунальной квартире, товарищи-подростки. Исследователи утверждают, что в произведении нет вымышленных героев.


Обычно произведения, повествующие о жизни, начинаются рассказом о ранних годах героя. В. Высоцкий начинает повествование строками о зачатии. Он говорит, что был зачат порочно, вовремя пришел на этот свет, а мать его не мучилась во время родов. Интересно, что поэт проводит параллель между пребываньем в утробе матери сроком. Пользуясь случаем, автор упоминает о том, как его соотечественники «брели в этапы длинные».

Далее В. Высоцкий рассказывает о доме на Первой Мещанской. Кстати, на концертах Владимир Семёнович говорил: «Это про мой старый дом на Первой Мещанской, где я жил, когда был пацаном». Поэт рассказывает о том, что соседи в коммуналке жили тесно, но дружно, ведь их сроднили общие беды. Воспроизводит автор разговор Евдокима Кириллыча и Киси Моисеевны, которые, кстати, правда были его соседями.

Несколько строф посвящено рассказу о «приключениях» с товарищами. Рассказчик признается, что его называли «недоноском». Он в недоумении от этого, ведь был рожден в срок. Поэт вспоминает, ка он с друзьями лазил в подвалах и полуподвалах, как меняли у пленных немцев заточки на хлеб. В последних строках Владимир Семёнович подводит итог, говоря о том, что дети нелегкого времени «до бедовых широт поднялись».

Стихотворение состоит из строф с разным количеством строк, строки в которых объединены параллельной и перекрестной рифмовкой. Написаны строки хореем. Смысловая композиция стихотворения достаточно сложная. Сначала кажется, что автор последовательно рассказывает о своем детстве от момента зачатия до подросткового возраста. На самом деле анализируемое произведение состоит из отдельных смысловых ячеек, в каждой из которых раскрывается своя проблема. Таким образом, смысловая структура будто бы напоминает коммунальную квартиру.

В стихотворении В. Высоцкого много художественных средств. В тексте есть эпитеты («память моя однобока», «времена укромные», «этапы длинные», «система коридорная»), метафоры («срока огромные брели в этапы длинные», «в первый раз получил я свободу», «било солнце в три ручья»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Высоцкого «Песенка ни про что, или Что случилось в Африке»
  • Анализ стихотворения Высоцкого «Он не вернулся из боя»
  • Анализ стихотворения Высоцкого «Дорожная история»
  • Анализ стихотворения Высоцкого «Купола»