Аргументы к ЕГЭ по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»


Введение

Современное поколение не существует отдельно от прошлого и будущего. Оно стремится к лучшему будущему, опираясь на опыт прошлого. Время неумолимо бежит вперед, поэтому современное поколение отличается от предыдущих поколений, хоть и имеет множество схожих черт. Современное поколение должно помнить об ошибках прошлого и не совершать их, стремясь к коренным общественных изменениям.

Сравнить современное поколение с предыдущими поколениями позволяют художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, драматургов и поэтов.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема преемственности поколений.

Главной особенностью романа «Отцы и дети» является яркий конфликт между «отцами» и «детьми». Яркий конфликт действительно происходит между представителем «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым и представителем «детей» Евгением Базаровым, герои вступают друг с другом в спор, пытаясь доказать свою точку зрения, кардинально отличающуюся от точки зрения оппонента.

Однако можно ли сказать о полном непонимании друг друга «отцов» и «детей»? В начале повествования нигилистом представляется не только центральный персонаж Евгений Базаров, но и Аркадий Кирсанов. Дядя Аркадия Павел Петрович негативно относится к нигилизму, но в конфликт вступает в большей степени с Евгением Базаровым, а не со своим племянником. Отец Аркадия Николай Петрович вовсе не вступает в конфликт с называющими себя нигилистами Евгением и Аркадием. Несмотря на то что он, как и Павел Петрович, является представителем дворянства, Николай Петрович старается понять взгляды своего сына Аркадия и уважать их.

Называющий себя в начале повествования нигилистом Аркадий Кирсанов больше близок с традициями и принципами, в соответствии с которыми жил его отец. Со временем Аркадий Кирсанов осознает, что нигилистические идеи не находят отражения в его собственном «я». И. С. Тургенев сближает два поколения.

Евгений Базаров в начале повествования является ярым нигилистом, отрицающим все общепринятые ценности: любовь, природу, искусство. И. С. Тургенев проводит своего героя через различные испытания, главным из которых становится испытание любовью: Евгений Базаров, отрицающий любовь, влюбляется в Анну Одинцову. Автор показывает, что нигилистические убеждения Базарова не находят отражения в реальной действительности. И.С. Тургенев демонстрирует, что в споре Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова не права ни та, ни другая сторона.

Роман «Отцы и дети» актуален по сей день. Он учит тому, что невозможно перейти к будущему без опыта прошлого. Многие современные представители молодежи хотят полностью разрушить прошлое, чтобы построить идеальное будущее, как это хотел Евгений Базаров, И.С. Тургенев через развенчивание теории Базарова показывает, что это сделать просто невозможно. Роман учит тому, что представители настоящего должны стремиться к лучшему будущему, не забывая о прошлом и пользуясь его опытом, что представители прошлого не должны мешать представителям настоящему двигаться вперед.

И.А. Гончаров «Обломов»

Великий критик Н.А. Добролюбов относительно центрального персонажа романа И.А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова высказался следующим образом: «коренной, народный наш тип». Восприятие Обломова как русского национального типа позволяет сравнить Обломова с современными представителями общества.

Илье Ильичу Обломову свойственны такие качества, как мечтательность, пассивность к собственному сегодняшнему и будущему существованию. Обломов довольно равнодушно относится к своей жизни, лишь мечтая о каких-то преобразованиях, но ничего не делая для исполнения своих желаний. Конечно, пассивность Обломова в романе доведена до максимума, и в современном обществе насчитывается не так много людей, не готовых встать со своего дивана. Однако мечтательность и пассивность не в гиперболизированном виде присущи и современному поколению. Большинство людей надеется на то, что все его проблемы исчезнут сами собой и несчастье сменится счастьем, даже если для этого человек ничего не будет делать. Многие люди живут мечтами о лучшем будущем, ничего не делая для того, чтобы это лучшее будущее наступило. Это касается как личной, так и общественной жизни. Многие современные люди мирятся с окружающей действительностью, как с ней мирился и Обломов, видевший пустоту жизни своих соотечественников.

В современном мире также есть такое деление, которое изображено в романе «Обломов». Есть люди, подобные посещающим Обломова Волкову, Судьбинскому, Пенкину, Алексееву, Тарантьеву, которые думают о том, что ведут интересный образ жизни, однако существуют также пусто и бессмысленно, как Обломов. И.А. Гончаров показывает, что не борется за общественные изменения не только Обломов, но и представители светского общества, не готовые отказываться от собственного образа жизни, боясь перемен в общественной жизни. Несмотря на то что сам автор романа в повествовании прощается с «обломовщиной», многие исследователи отмечают, что явление «обломовщины» останется с русским народом на долгие времена. Действительно, за масками идеальной и прекрасной жизни многие современные люди скрывают пустое существование. Однако есть в современном обществе и люди, подобные Штольцу и в особенности Ольге Ильинской, которые готовы повести страну за собой к лучшему будущему.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» продемонстрировано зарождение борьбы старого и нового. Главная героиня Катерина как представитель нового вступает в конфликт с городом Калиновым, живущим в соответствии со старыми общественными предрассудками.

Яркими представителями старого мира являются Кабаниха и Дикой. Они привыкли к тому, что все окружающие люди уважают их и подчиняются им. Тирания и деспотизм – основные черты Кабанихи и Дикого. А. Н. Островский показывает, что Кабаниха и Дикой стремятся держать жизнь своих близких и всего города Калинова под контролем, потому что они осознают, что их время скоро пройдет. Самодуры боятся лишиться того, что у них есть, они боятся лишиться традиций патриархального строя, потому что понимают, что в новом мире они будут занимать не царствующее место. К сожалению, не готовые к положительным переменам и борющиеся против общественных изменений люди, подобные Кабанихе и Дикому, существуют и в современности.

Правильнее сказать, что с образом Катерины связана не борьба старого и нового, а зарождение борьбы старого и нового. Катерина вступает в конфликт с «темным царством», которое негативно относится к общественным преобразованиям, но долгое время мирится с «жестокими нравами» Калинова и подчиняется домостроевским традициям. Катерина выступает за свободу и искреннюю любовь, но она не может вести явный бунт против общества.

Особенностью конфликта между Катериной и «темным царством» является даже не то, что главными в обществе являются люди, подобные Кабанихе и Дикому, а то, что все окружающие этих самодуров люди мирятся с царствующими несправедливостями. Так бывает и в современности: многие люди ведут себя смиренно, терпя по отношению к себе различные притеснения.

Поступки Катерины и в особенности ее самоубийство всколыхнуло привыкший к статичности город Калинов. Главной героине удалось показать жителям Калинова, что в доме Кабанихи не все так гладко, как она привыкла всем рассказывать. То, что всегда смиренный и подчиняемый своей матери Тихон обвиняет Кабаниху в гибели Катерины, говорит о приближающихся общественных изменениях. А.Н. Островский выражает актуальную во все времена мысль: смирение с общественными несправедливостями никогда не сделает жизнь лучше, изменения начнутся лишь тогда, когда о них кто-нибудь заговорит.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Тем самым недорослем из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является Простаков Митрофан Терентьевич. На момент повествования герою пятнадцать лет. Читатель имеет возможность сравнить образ подростка из написанной в 1781 году комедии с современными подростками.

Комедия Д. И. Фонвизина не теряет своей актуальности даже спустя несколько веков благодаря тому, что в ней поднимаются многие вечные проблемы. Одной из таких проблем является проблема воспитания. Автор показывает, что от родительского воспитания зависят нравственные качества ребенка, его отношение к окружающему миру, в том числе и к окружающим людям. Госпожа Простакова потакала Митрофанушке, избавляла его от какой-либо работы и учебы, демонстрируя жестокость по отношению к крепостным. Митрофанушка вырос таким же жестоким неучем, какой была и его мать. Комедия заставляет современных читателей задуматься над тем, что пример родителей занимает особое место в жизни ребенка, что дети ведут себя в жизни так, как ведут себя их родители.

Отличительной чертой Митрофанушки является отсутствие желания получать какие-либо знания. Он негативно относится к обучению. Автор показывает, что если бы в те времена не было бы обязательным формально получить образование, Митрофанушка бы делать этого точно не стал. На это указывают и слова Митрофанушки, ставшие афоризмом: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Конечно, в современном мире есть Митрофанушки, которые не хотят ничему учиться. Для них образование носит лишь формальный характер: некоторые современные дети целью имеют не получение знаний, которыми можно пользоваться в жизни, а получение аттестата об образовании. Однако нельзя сказать о том, что все современные школьники похожи на Митрофанушку из «Недоросля». Большинство современных подростков осознанно подходят к своему образованию: они стремятся получить максимальное количество школьных знаний, которые пригодятся в реальной жизни, и занимаются самообразованием. Если во времена Д.И. Фонвизина недорослей, не желавших тратить свое время на реальное образование, было много, то сейчас такие люди есть, но их не так уж и много. Сравнение собирательного образа Митрофанушки из фонвизинской комедии с современными подростками позволяет сказать об огромном общественном развитии: с 1781 года по 2020 год поменялась не только жизнь взрослых людей, но и отношение подростков к образованию и собственному будущему.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» поднимается большое количество социальных проблем, поэтому произведение является актуальным и на сегодняшний день. В современном мире можно найти и отрицательные, и положительные явления, описанные в рассказе «Чудесный доктор».

Семейство Мерцаловых находится в очень трудном положении. У родителей и трех детей, которые и так живут в нечеловеческих условиях, совершенно нет материальных средств для выживания. Члены семейства стараются найти выход из сложной ситуации, обращаясь за помощью к окружающим людям, которые в свою очередь равнодушны к проблемам Мерцаловых и даже жестоки по отношению к ним. Швейцар прогнал Володю и Гришу, даже не взяв у них письмо; люди, видевшие просившего милостыню Емельяна Мерцалова, грозились вызвать полицию. А. И. Куприн демонстрирует равнодушное и жестокое общество, которое не способно помочь ближнему. К сожалению, такие равнодушные и жестокие люди есть и сейчас, они не способны понять проблемы бедных слоев населения и оказать им помощь, которая бы расценивалась людьми, находящимися в трудном положении, как чудо. В современном обществе очень много эгоистичных людей, которые думают лишь о собственном существовании, не обращая внимание на жизни окружающих людей. Людям, нуждающимся в помощи, не нужно что-то сверхъестественное, им нужна поддержка окружающих людей, которую часто на сегодняшний день получить очень трудно. В рассказе «Чудесный доктор» отражены пороки, которые свойственны многим поколениям, включая и наше.

Единственным человеком, который не прошел мимо проблем семейства Мерцаловых, стал доктор Пирогов. Он выслушал Емельяна Мерцалова и сразу же предложил ему помощь. Потратив свое время, доктор Пирогов пришел в подвал, в котором жили Мерцаловы, выписал Машутке рецепт, помог семейству в материальном плане и дал важный совет: никогда не падать духом. А.И. Куприн показывает, что в жестоком и равнодушном обществе все же есть место для добрых и способных с состраданию людей. Таких милосердных докторов Пироговых можно найти и в современном обществе. Они совершают добро и помогают окружающим людям совершенно бескорыстно, от чистого сердца, ничего не требуя взамен. Поступки современных докторов Пироговых, которые может совершить абсолютно каждый человек, являются настоящим спасением и чудом для отчаявшихся, потерявших надежду людей.

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» поднимаются многие социальные проблемы, актуальные по сей день. Та жизнь, которую описывает И.А. Бунин в своем рассказе, сопоставима с жизнью многих современных людей.

Господин из Сан-Франциско – богатый и влиятельный человек, который может себе позволить все, что угодно, однако его жизнь совершенно пуста. Автор показывает, что за маской величественной и прекрасной жизни скрывается нравственное уродство. Такие люди, которые внешне имеют идеальную жизнь, но на самом деле ничего из себя не представляют, существуют и сейчас. В рассказе И.А. Бунина подчеркивается, что господин из Сан-Франциско был уверен в том, что он «только приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет». Это тоже роднит главного героя бунинского рассказа со многими современными людьми, которые не живут настоящей жизнью, а лишь существуют. Многие люди откладывают свои истинные желания на потом, но так и не дожидаются этого «потом», как это случилось и с господином из Сан-Франциско, который умер в тот момент, когда только решил жить, а не существовать.

В рассказе показано, что главными жизненными ценностями людей становятся социальный статус и материальное положение. Господину из Сан-Франциско прислуживают и выказывают уважение только тогда, когда он воспринимается окружающими людьми как кошелек с деньгами, которыми можно оплатить хорошее отношение к господину из Сан-Франциско. Окружающие героя люди сразу же забывают его, когда он умирает, помещают его в ящик из-под содовой, находящийся в подвале. В современном мире оценка человека также происходит по его деньгам и положению в обществу, люди, которые выделяются не своими талантами, способностями и личностными качествами, а материальным положением, быстро забываются, так как за всю свою жизнь они не принесли обществу никакой пользы, только эгоистично потребляя чужие ресурсы. Хотелось бы верить в то, что в современном мире люди не судят по внешней оболочке, обращаясь к внутреннему миру человеку, но наблюдение над многими людьми современности позволяет сказать, что, к сожалению, сходств современной действительности с рассказом «Господин из Сан-Франциско» много.

Сходств действительно много, однако не все в современном обществе так плохо, как изображено в бунинском рассказе. В современном мире важное место занимают такие жизненные ценности, как любовь, семья, дружба, которые не находят отражения в «Господине из Сан-Франциско».

А.П. Чехов «Злоумышленник»

Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», написанный еще в XIX веке, не теряет актуальности и в наши дни, так как в нем поднимаются важные общественные проблемы.

Сюжет рассказа довольно прост: мужика Дениса Григорьева судят за то, что он откручивал гайки с железной дороги. Важны в повествовании позиции двух конфликтующих сторон: мужика Дениса Григорьева, образ которого является собирательным образом крестьянства, и следователя, олицетворяющего государственную власть. А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев не понимает, что от того, что он и другие мужики выкручивает гайки, поезда, наполненные людьми, могут сойти с рельс, что приведет к настоящим трагедиям. Как Денис Григорьев не понимает следователя, так и следователь не понимает крестьян, которые с помощью выкрученных с железнодорожных путей гаек ловили рыбу, то есть находили способ прокармливать себя и свою семью. Следователь не понимает, что Денис Григорьев и другие крестьяне неосознанно совершали преступление не от хорошей жизни.

Таких людей, подобных Денису Григорьеву, в современном мире много. Некоторые люди с ограниченным мышлением совершают какие-то поступки, совершенно не думая о других, заботясь лишь о собственных интересах. Часто современные люди, не зная законов, неосознанно становятся преступниками, так и не понимая, в чем заключается их вина, как это произошло с Денисом Григорьевым. Рассказ А.П. Чехова преподает следующий урок, выраженный в современном обществе статьей Конституции РФ: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Но есть в современном обществе и люди, подобные следователю. Представители властьимущих никогда не поймут проблемы бедных людей, пока сами не столкнуться с ними.

А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев и следователь не понимают друг друга, потому что говорят фактически на разных языках. В нашем обществе наблюдается нечто подобное, когда бедные люди и богатые люди не могут найти общий язык, так как живут по разным понятиям. Рассказ А.П. Чехова построен так, что можно понять и Дениса Григорьева, который был настолько беден, что для ловли рыбы пользовался тем, что находилось в окружающем мире, и следователя, который не мог закрыть глаза на совершенное преступление, которое могло привести к крушению поездов и гибели людей. Так и в современном обществе: невозможно сказать, кто в конкретной ситуации прав, а кто виноват, ведь нужно анализировать все точки зрения относительно данной ситуации.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Написанный в конце XIX века рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» не теряет актуальности по сей день, так как в нем поднимаются важные общественные и философские проблемы взаимоотношений человека и общества и смысла жизни.

Поднимая довольно философский вопрос смысла жизни, М. Горький демонстрирует три отношения отдельного человека к обществу. Один из героев легенд – Ларра – отказывается от жизни в племени, герой другой легенды – Данко – полностью отдается благу своего племени. Старуха Изергиль, рассказывающая две легенды и историю собственной жизни, выбирает направленную на достижение собственных целей жизнь внутри общества. Такое неодинаковое отношение к обществу свойственно и современным людям: кто-то эгоистично идет к достижению собственных целей, буквально идя по головам окружающих, не думая о судьбах других людей, кто-то полностью отдается общественному благу, забывая при этом о личной жизни и личных интересах, кто-то живет в соответствии с общественными правилами, но в первую очередь думает о себе.

Проблемы эгоизма и альтруизма, связанные в рассказе М. Горького с образами Ларры и Данко, находят отражение и в современном мире, несмотря на то что образы Ларры и Данко носят большое количество фантастических черт и характеристик. Четко выражена негативная авторская позиция относительно эгоизма Ларры. Рассказ учит тому, что человек – является частью общества, поэтому он не может жить отдельно от него. Более размытое отношение М. Горького к альтруизму Данко. С одной стороны, он восхищается Данко, который ради блага своего племени вырывает свое сердце, чтобы осветить им путь, с другой стороны, поступок Данко приводит его к гибели и невозможности как жить самостоятельно, так и продолжать помогать окружающим. Многие исследователи считают, что автор выбирает и не эгоизм Ларры, и не альтруизм Данко, неслучайно в повествовании центральное место занимает жизнь старухи Изергиль, которая выбирает промежуточный между образом жизни Ларры и Данко вариант. Современный читатель, задумываясь над тем, на стороне Данко или старухи Изергиль находится М. Горький, имеет возможность самостоятельно выбрать свой путь, уже зная о том, что полный альтруизм, как и полный эгоизм, может привести к трагическим последствиям.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Написанный в первой половине XX века рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» не теряет своей актуальности и в XXI веке. Между героями и событиями рассказа и современностью можно найти много общего.

Сюжетной основой рассказа становится то, что девушка Настя уже давно не навещала свою проживающую в деревне маму Катерину Петровну. Мать старалась не отвлекать Настю от работы, но когда она поняла, что дни ее скоро подойдут к концу, написала дочери письмо, в котором просила ее приехать хотя бы на день. Занятая на работе Настя почувствовала угрызения совести лишь тогда, когда получила телеграмму, в которой говорилось о том, что Катерина Петровна умирает. Настя отправляется проститься с матерью, но не успевает: Катерина Петровна уже умерла.

Важными в повествования становятся внутренние переживания главной героини. Только тогда, когда она потеряла свою маму, Настя поняла, что на протяжении долгого времени она не вспоминала о самом дорогом для нее человеке. Настя чувствовала вину перед своей мамой за то, что не приезжала к ней, не заботилась о ней и даже не справлялась о ее здоровье в течение целых трех лет. К.Г. Паустовский оставляет свою героиню тогда, когда она с чувствами «непоправимой вины, невыносимой тяжести» уезжала из деревни, в которой похоронена ее мать, однако читатель понимает, что чувство вины будет мучить Настю до конца ее жизни.

Описанная в рассказе ситуация может происходить и в современной действительности. Люди часто обращают свое внимание на преходящие ценности, забывая при этом о самом главном – о своей семье. Как и Настя, наши современники часто тратят время на пустые занятия, пытаясь прикрыть свое невнимание к близким этими пустыми делами. Конечно, работа тоже важна в жизни современного человека, однако нужно правильно расставлять приоритеты. Работу всегда можно найти другую, а возможности находиться рядом с родными и близкими, к сожалению, ограничены временем. Часто молодое поколение забывает о своих родных, предоставляя их самим себе, а потом горько плачет от осознания невозможности увидеть своих родных, поговорить с ними и взять за руку. Люди думают о том, что на общение с близкими у них еще хватит времени, что у них впереди еще целая жизнь, однако суровая реальность показывает, что человек тратит свое время на менее важные вещи, чем общение с близкими. Рассказ «Телеграмма» учит современных читателей тому, что нужно заботиться о своих родных и близких, когда для этого еще есть возможность.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

В написанной в 1976 году повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» отразились не только черты того времени, но и черты современного поколения.

Основой сюжета повести является то, что для строительства гидроэлектростанции планируют затопить деревню Матеру. Центральное место в повести занимают отношения старого и молодого поколений к затоплению острова, символизирующему изменения в обществе.

Герои, представляющие старое поколение, негативно относятся к тому, что Матеру собираются затапливать. Живя в деревне всю свою жизнь, они не готовы переехать в данные им властями городские квартиры. Старики ценят малую родину, потому что здесь прошли их детство и молодость, взросление и старение. Особую ценность Матера приобретает для представителей старого поколения из-за того, что в деревне похоронены все их родных и близкие.

Герои же, представляющие молодое поколение, относятся к затоплению Матеры совершенно по-другому. Они радуются приближающимся изменениям, считают их частью развития общества. В.Г. Распутин показывает, что одни представители молодежи относятся к затоплению острова равнодушно, а другие даже проявляют жестокость по отношению к тем, кто не хочет покидать Матеру. Многие молодые люди радуются тому, что теперь они будут жить в предоставленных им городских квартирах, некоторые из них сжигают не только собственные жилища, но и дома тех, кому тяжело дается смирение с переездом.

В.Г. Распутин демонстрирует конфликт между представителями старого и нового поколений. Однако этот конфликт рассматривается не в традиционном формате. Автор повести находится не на стороне молодого поколения, выступающего за перемены, как это происходило среди авторов большинства художественных произведений, а на стороне старого поколения, стремившегося сохранить свою малую родину. В повести выражается мысль о том, что представители настоящего, стремясь к лучшему будущему, совершают неправильные поступки. Ради технического прогресса молодое поколение готово пойти на уничтожение целого острова с растениями, животными и захороненными останками людей. Такое стремление молодого поколения совершить общественные изменения любыми путями, описанное в повести «Прощание с Матерой, характерно и для современного поколения, часто забывающего о заботе об окружающем мире и о сохранении памяти. В.Г. Распутин призывает представителей всех поколений смотреть на то, какой ценой совершается общественный прогресс.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» является своеобразным романом-предупреждением. Писатель показывает, что будет с человеческим обществом, если в мире самым важным станет технический прогресс. В романе-предупреждении отображены те черты, которые уже наблюдаются в современном обществе.

Р. Брэдбери показывает стремление власти полностью контролировать жизнь людей. Появление людей-копий, не имеющих ни капли индивидуальности, связано с желанием власти как можно проще контролировать людьми, ведь если люди будут одинаковыми, то они будут жить в соответствии с теми принципами, которые помогают властьимущим сохранить власть в своих руках. Большинство персонажей романа не пытаются бороться с общественными несправедливостями, они мирятся с ними и даже не замечают, что в обществе существуют огромные проблемы, не дающие людям выражать собственное «я».

Конечно, в современном мире не сжигают книги, как это происходит в романе Р. Брэдбери, однако то, что интерес людей к книгам упал, нельзя не заметить. В книгах отображен опыт прошлых поколений, сжигание книг в романе символизирует историческое забвение. Многие современные люди не интересуются прошлым, из-за незнания ошибок прошлого происходят многочисленные трагические события, связанные как с отдельными личностями, так и со всем обществом в целом.

Роман «451 градус по Фаренгейту» заставляет задуматься над тем, что не все представители настоящего ведут общество к лучшему. Р. Брэдбери показывает, что, будто бы стремясь к идеальному будущему, люди вычеркивают прошлое и забывают о том, что важнее является не технический прогресс, а человеческая личность. Современные читатели, анализируя то, что описано в романе, должны понимать, что поколение настоящего может привести общество к лучшей жизни, а может привести общество и к по-настоящему трагическим событиям. Р. Брэдбери показывает, что вместе с книгами общество уничтожает само себя. Писатель предостерегает последующие поколения от совершения подобных ошибок.

Главный герой Гай Монтаг и ему подобные являются не представителями настоящего, а представителями будущего (при благополучном раскладе). Люди, которые учат содержание запрещенных книг, не согласны с существующими принципами жизни, они готовы вести общество к другому – по-настоящему лучшему будущему.

М. Зусак «Книжный вор»

В романе М. Зусака «Книжный вор» отображены события, которые произошли в мире сравнительно недавно. Современные читатели могут сравнить собственную жизнь с тем, с чем пришлось столкнуться нашим бабушкам и дедушкам.

Вынужденные жить в эпоху формирования и развития фашизма, герои романа встречают на своем жизненном пути различные испытания: вступление к фашистскую партию, наступление Второй мировой войны, проходящие через город колонны с евреями, постоянные бомбежки, смерть родных и близких и многое другое. Нашему поколению повезло, что мы не живем в военное время. М. Зусак с помощью своего романа выражает позицию современных людей относительно правления Гитлера и Второй мировой войны: это жестокие события, которые никогда не должны повториться. Роман «Книжный вор», где повествование ведется от лица Смерти, не поддерживающего войну и фашизм, учит современное поколение обращать внимание на ошибки прошлого, чтобы в будущем их не совершить.

Конечно, в современном мире тоже есть жестокие люди, однако это отдельные личности, а не представители государственной власти, пропагандирующие насилие и реализующие свои жестокие и кровавые принципы по всему миру. Мы должны уважать наших предков, которые, рискуя и жертвуя собственными жизнями, общественное ставя превыше личного, смогли победить фашизм и нацизм, мы должны быть благодарны нашим предкам за то, что они дали нам возможность жить в мирное время, где можно реализовать себя.

В современном обществе есть злые, равнодушные и жестокие люди, однако большинство людей имеют те же нравственные качества, что и Лизель Мемингер, Ганс Хуберман, Роза Хуберман, Руди Штайнер, Макс Ванденбург, Ильза Герман, которые, несмотря на тяжелые времена в стране и во всем мире, оставались в первую очередь Людьми. Как и эти персонажи, многие люди современности готовы помогать окружающим людям – как близким, так и совершенно незнакомым, готовы оказывать поддержку, проявлять доброту и милосердие, чем-то жертвовать ради других людей. Многие современные люди сталкиваются с различными жизненными трудностями каждый день, но остаются такими же искренними и добрыми по отношению к другим людям. Находят в современном мире отражение и поднятые в романе «Книжный вор» проблемы роли семейных, дружеских и любовных взаимоотношений в жизни каждого человека.

Вывод

Таким образом, на примере художественных произведений можно увидеть, что современное поколение имеет много общего и много различного с предыдущими поколениями.





Дополнительные материалы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»:

  • Примеры сочинений по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»