Аргументы к ЕГЭ по направлению «Надежда и отчаяние»


Введение

Каждый человек всегда сталкивается с жизненными трудностями, и он всегда стоит перед выбором: поддаться отчаянию или верить в то, что все наладится.

Часто надежда на лучшее помогает жить дальше, мотивирует на достижение целей. Но пустые надежды могут быть причиной различных трагедий, когда мечты сталкиваются с реальностью.

Многие люди из-за многих причин оказываются в состоянии отчаяния. Несчастная любовь, трудное жизненное положение, неспособность противостоять жестокому миру – все это приводит человека в отчаяние, когда не видишь никаких способов решения проблем. Чаще всего отчаяние становится причиной необдуманных поступков, которые нередко приводят к трагедиям. Бывает, что человек, который находится в отчаянии, берет себя в руки и делает все возможное, чтобы сделать свою жизнь лучше.

В любом случае понятия надежды и отчаяния тесно переплетаются друг с другом. И эти темы раскрывались во многих отечественных и зарубежных произведениях.

А.С. Грин «Алые паруса»

Повесть А.С. Грина «Алые паруса» посвящена знакомству Ассоль с Грэем.

Однажды Ассоль встречает Эгля, который был волшебником. Он поведал ей о том, что на своем жизненном пути ей суждено встретиться с принцем, который приплывет к ней на корабле, у которого будут алые паруса. Ассоль искренне поверила в это пророчество. Она стала жить этой надеждой, не обращая внимания на мнения других людей, которые считали, что мечта Ассоль не сбудется.

Ассоль не подавалась отчаянию, она искренне верила в свое будущее. Героиня не обращала внимание на всех жителей Каперны, которые смеялись над девушкой и ее мечтой. Они считали, что надежда Ассоль бессмысленна, что то, чего она ждет, никогда не случится. Такие слова и насмешки могли стать причиной отчаяния Ассоль, однако она не подавалась провокациям со стороны других людей. Надежда и вера в мечту оказались важнее всего. Именно они помогали девочке жить дальше и не обращать внимание на людей, которые не верят в чудеса. Надежда помогала Ассоль не опускать руки и преодолевать жизненные трудности.

Надеждам Ассоль суждено было сбыться. Внешняя и душевная красота героини привлекли внимание Грэя. Он решил воплотить мечты Ассоль в реальность. И однажды Грэй приплыл к Ассоль на корабле с алыми парусами.

А.С. Грин мог сделать сюжетную линию иной: Грэй, ничего не зная об Ассоль, приплывает в Каперну на корабле с алыми парусами, а после влюбляется в героиню. Однако автор повести делает историю в более реалистическом плане. Чудо не было послано самой судьбой, его совершил Грэй, который влюбился в Ассоль, когда увидел ее спящей. Такой финал показывает, что надежда Ассоль была реализована с помощью другого человека, который искренне желал ей счастья.

Только после прибытия корабля в Каперну люди вокруг поняли, что ошибались, что все надежды Ассоль оказались воплощены в жизнь. Возможно, это событие повлияло на их мировоззрение, и жители Каперны стали по-другому смотреть на мечты. Ведь история Ассоль и история Грэя, который надеялся на то, что он сможет обрести свободу в плавании, показали окружающим, что надежда – это лучшее, что может быть у человека.

С помощью сюжета повести «Алые паруса» А.С. Грин показывает, что никогда не стоит подаваться отчаянию, ведь оно не способно принести положительных эмоций, что всегда нужно верить и надеяться на лучшее. Только в этом случае все мечты воплотятся в реальность.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

Тема отчаяния поднимается в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Семья Мерцаловых находится в крайне тяжелой ситуации. Отцу семейства, матери, двум мальчикам-подросткам и маленькой девочке совершенно нечего есть. У них нет хорошего жилья, обитают герои в подвале, где холодно и влажно.

Емельяна Мерцалова, главу семейства, уволили с работы за то, что он не мог работать из-за болезни. Перед этим родители схоронили одного ребенка, который умер от болезни. Сейчас у них болеет маленькая Машутка, на лечение которой денег просто нет. У них нет средств к существованию, нет возможности даже нормально питаться. Емельяна Мерцалова не хотят брать на работу, он пытается просить деньги на улице, но это никак не помогает. Герой понимает, что у него нет ни сил, ни возможности помочь своим детям и своей жене.

Поэтому Мерцалов начинает думать о самоубийстве. На такой отчаянный шаг его толкает несправедливость мира. Герой понимает, что никто ему не поможет, что каждый человек думает только о себе. Емельян Мерцалов жалеет свою жену, которой приходится брать весь тяжелый быт на себя, жалеет своих детей, которые даже не знают, что такое счастливое детство.

И если раньше отец семейства пытается сделать хотя бы что-то, надеется на лучшее, то позже он понимает, что все бесполезно и бессмысленно. Он решает совершить самоубийство, которое можно назвать крайней степенью отчаяния. Если бы Мерцалов действительно завершил свою жизнь, существование его семьи стало бы еще хуже, они бы находились в состоянии еще большего отчаяния.

Однако именно в этот момент навстречу Мерцалову идет незнакомый человек, который вскоре даст герою настоящую надежду. Доктор Пирогов узнает о проблемах семьи Мерцаловых и, ни секунды не думая, помогает им.

Доктор Пирогов помогает с рецептом на лекарства, которые необходимы для лечения Машутки, советует врача, с которым он договаривается о приеме сам. Помимо этого, доктор помогает в материальном плане. После ухода героя Мерцаловы нашли деньги, которые, несомненно, помогут им выжить.

Доктор Пирогов своим добрым поступком дал Мерцаловым надежду на то, что в мире все еще остались люди, готовые помогать нуждающимся. То, что доктор Пирогов дал Мерцаловым надежду на лучшее, является настоящим чудом. А.И. Куприн в своем рассказе «Чудесный доктор» показывает, как отчаяние Мерцаловых сменяется на надежду, в чем им помогает доктор Пирогов.

М. Горький «На дне»

В пьесе М. Горького «На дне» проблема отчаяния тесно переплетена с проблемой надежды. Героями произведения являются люди, которые фактически оказались на «дне жизни». Это бывшие убийцы, арестанты, воры, картежники, пьяницы. Многим из них уже не суждено вернуться к нормальной жизни. Кто-то это понимает, кто-то все же надеется на лучшее.

Настя, девушка легкого поведения, мечтает о любви – искренней и страстной. Все свои надежды она воплощает в рассказах, которые ведает всем жителям ночлежки. Настя фактически живет надеждами, думая о том, что любовная история, придуманная ею, станет реальной.

Надеется и другой персонаж пьесы. Клещ думает о том, что ему удастся выбраться со «дна жизни» с помощью своего труда. Он работает и стремится к лучшему, однако вскоре понимает, что его мечтам не суждено осуществиться. Надежды Клеща резко превращаются в отчаяние, которое затем превращается в равнодушие.

Тема надежды тесно связана с образом Луки. Это странник, который попал в ночлежку Костылевых. Здесь он пытается дать жителям ночлежки надежду на лучшее. Для этого он выходит на путь лжи.

С одной стороны, цели Луки благородны: он хочет замотивировать ночлежников быть лучшими версиями самих себя, для чего нужно работать над собой. Васька Пепел действительно начинает задумываться над тем, чтобы больше не воровать, а встать на честный жизненный путь. Герой зовет с собой в Сибирь Наташу, свою возлюбленную. Надежды помогают Пеплу жить дальше и думать о том, что жизнь его поменяется к лучшему.

С другой стороны, Лука дал жителям ночлежки надежды, не понимая, что они ничего не предпримут для исполнения своих желаний. После того как жители костылевской ночлежки увидели то, каким может быть их будущее, мириться с реальностью стало труднее, а в некоторых случаях и невозможно.

Так, Актер, которому Лука дал надежду на жизнь без алкоголя, поняв о том, что лечебницы для душ, отравленных алкоголем, не существует, кончает жизнь самоубийством. Надежда героя сменяется глубоким отчаянием от осознания того, что мечта Актера не осуществится. Именно это отчаяние становится причиной самоубийства Актера.

Трагична и судьба Васьки Пепла, которому Лука дал надежду на честную жизнь. В драке с Костылевым Васька случайно убивает его. Теперь ему не на что надеется. Никакой лучшей жизни не может быть, может быть только тюрьма. Надежда превращается в отчаяние.

А.Н. Островский «Гроза»

С образом Катерины, главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза», связана тема надежды. В молодости девушка мечтает о счастливой жизни рядом с любимым человеком. Но надежды сталкиваются с реальностью: мужем Катерины является человек, который не может сказать своей матери ни слова против. Тихон полностью подчиняется Кабанихе, которая в свою очередь притесняет Катерину. Любви между героиней и ее мужем нет. Катерина близка к отчаянию, однако она все еще надеется на лучшее. Неудача с Тихоном и его семьей не останавливают Катерину от романтических мечтаний о прекрасном принце.

Именно таковым является для героини Борис, в которого Катерина безоговорочно влюбляется. Отношения с ним становятся для Катерины спасательным кругом. Она думает, что любовь Бориса спасет ее от того состояния несвободы, с которым она столкнулась в доме Кабановых. Кабаниха притесняла Катерину, когда она находилась в браке с Тихоном, делала ее несвободной. А Катерина, которая выросла в покое и заботе, мечтала о свободе. Знакомство с Борисом дало надежду на эту свободу.

Казалось бы, мечты Катерины исполнены: она встретила свое счастье в отношениях с Борисом. Однако все происходит не так, как думает Катерина. Угрызения совести не позволяют девушке скрывать свою измену, она признается Тихону, об этом узнает и Кабаниха. Гнет становится еще больше, но Катерина спокойна, потому что она уверена, что Борис спасет ее, ведь он так любит ее. Но Борис отказывается брать на себя ответственность за собственные поступки. Главная героиня «Грозы» фактически остается одна. Она понимает, что оказалась не нужна Борису.

И именно сейчас Катерина понимает всю трагичность ситуации. Она одинока и несчастна. Мечте о любви и свободе не суждено сбыться. Катерину охватывает настоящее отчаяние. Она уверена, что для нее больше нет будущего, поэтому она решается на отчаянный шаг – на самоубийство.

А.Н. Островский с помощью судьбы Катерины и ее внутреннего мира показывает, что надежда и отчаяние – понятия, между которыми проходит тонкая грань. Всю свою жизнь Катерина надеялась на то, что в мире темноты на нее прольется свет. Надеялась главная героиня «Грозы» долго, однако позже поняла, что больше не в состоянии ждать от мира чего-то большего. Ее надежды резко сменились диким отчаянием, которое привело Катерину к смерти.

Н.В. Гоголь «Шинель»

В повести «Шинель» Н.В. Гоголь показал, что дает человеку надежда и что будет, если эту надежду у человека отобрать. Помимо этого, автор произведения продемонстрировал, к чему может привести отчаяние.

Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький человек». Он не имеет близких людей рядом с собой, сослуживцы смеются над ним и издеваются. На протяжении многого времени Башмачкин работает переписчиком, не желая продвигаться по карьерной лестнице. В жизни Акакия Акакиевича нет никаких развлечений, нет любовных отношений. Фактически герой просто существует.

Жизнь Башмачкина стала меняться, когда он понимает, что его старую шинель необходимо заменять. Главный герой начинает зарабатывать на новую шинель, экономя даже на своем пропитании. Несмотря на то что Башмачкину приходилось довольно трудно, он был по-настоящему счастлив. Шинель стала для Башмачкина настоящей мечтой, и он был рад тому, что скоро ее исполнит.

Когда Акакий Акакиевич получил свою шинель, он был несказанно счастлив. Она будто дала ему надежду на изменение жизни к лучшему. Действительно, Башмачкин изменился: он гордился своей шинелью. Можно сказать, это первый шаг поднятия самооценки Акакия Акакиевича, который раньше терпел все издевательства и насмешки. Надежда сделала жизнь Башмачкина счастливее. На это указывает и то, что его сослуживцы пригласили на вечер. Вряд ли Башмачкин позволял себе такое раньше. С шинелью его жизнь стала интереснее и занятнее.

Однако все меняется, когда Акакий Акакиевич идет с ужина домой. По пути шинель Башмачкина крадут. Это становится настоящим потрясением для центрального персонажа. Он находится в отчаянии, однако надежда на то, что шинель найдут, его не покидает. Башмачкин начинает бороться за свою шинель, обивая пороги различных департаментов. С каждой минутой Башмачкин понимает, что до его пропажи никому нет никакого дела. Отчаяние полностью завладевает душой Башмачкина. От потрясений главный герой заболевает и умирает. Башмачкин не смог пережить равнодушие окружающих людей, отчаяние заполонило душу героя, он не смог бороться за справедливость и дальше.

Но история на этом не заканчивается. Башмачкин становится призраком, который мстит значительному лицу за то, что тот не помог ему в поисках украденной шинели. Н.В. Гоголь в повести «Шинель» с помощью такого финала показывает, что с человеком делает отчаяние.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» поднимается проблема надежды. Произведение начинается со знакомства крестьянки с дворянином. Между ними начался стремительный роман. Лиза полностью отдалась любви к Эрасту. Она надеялась на то, что и он чувствует к ней все то, что испытывает она. Сначала было именно так. Эраст думал, что именно в Лизе он нашел то, что так давно искал. Однако вскоре он понял, что ошибся. Его любовь к Лизе становилась все меньше и меньше. Чтобы расстаться с бывшей возлюбленной, Эраст сказал ей о том, что он отправляется на службу. В этом заключается основная ошибка Эраста. Полностью потеряв чувства к Лизе, он не сказал ей правду, дал надежду на то, что их любовь продолжится после того, как он вернется домой.

Лиза доверчиво ждала своего любимого. Она надеялась на то, что он вернется, и вся любовь возвратится. Однако в один день Лиза видит Эраста на улицах города. Чистая душой Лиза не думает о том, что Эраст обманул ее и предал, она искренне рада тому, что увидела его, думая о том, что ее возлюбленный только вернулся со службы.

В этот раз Эраст не стал обманывать ее и рассказал о том, что он женится на другой женщине. Оказалось, что герой истратил все свое состояние, и для того чтобы улучшить его, он принял решение жениться на богатой женщине. С этим поступком Эраста также связана тема надежды. Для персонажа она корыстна. Он надеется на то, что с помощью брака по расчету удастся улучшить свое материальное положение.

Когда Лиза узнает о том, что ее возлюбленный предал ее, ее душу наполняет отчаяние. Оно было настолько сильным и обжигающим, что девушка решается на самоубийство. Ее не останавливает даже осознание того, что она совершит тем самым грех, что она оставит свою мать, за которой нужен уход, одну.

Н.М. Карамзин показывает, до чего доводит человека отчаяние. Предательство Эраста или отчаяние Лизы стало причиной трагичного финала жизни главной героини? По сути Лиза могла продолжить жить и постепенно забыть ту боль, которую ей причинил ее возлюбленный. Однако отчаяние заставило Лизу поступать быстро и необдуманно. Она не подумала о том, что со временем она бы смогла забыть случившееся, что в будущем она могла бы встретить человека, который сделал бы ее по-настоящему счастливой. Лиза не дала себе шанс на надежду. Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза» показывает, что отчаяние героини взяло вверх над надеждой.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Проблемы надежды и отчаяния в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» тесно связаны с взаимоотношениями Петра Гринева и Марии Мироновой.

Герои знакомятся и спустя непродолжительное время между ними возникает любовь. И Петр, и Маша имеют надежду: герои мечтают о счастливой жизни друг с другом. Но родители Гринева не дают согласия на их брак. Маша Миронова и Петр Гринев могли бы отчаяться и совершить множество необдуманных поступков, однако они все еще надеются на то, что судьба позволит им быть вместе. Надежда помогает персонажам жить дальше и бороться с вставшими на пути проблемами.

Когда Петр Гринев узнает о том, что Маша находится в плену Швабрина, его наполняет отчаяние, которое толкает героя на спасение своей возлюбленной.

С этим же чувством отчаяния связан и поступок Маши Мироновой. Она отправляется в Петербург для того, чтобы помочь Петру избавиться от ареста, куда он попал из-за ложного обвинения. Девушка понимает, что если она хотя бы не попытается что-либо сделать, ее возлюбленный окажется далеко от нее, а возможно и будет казнен. Мария решается на отчаянный поступок, в ходе которого героиня разговаривает с самой императрицей. Это становится причиной освобождения Петра Гринева.

Здесь отчаяние героини сливается с надеждой на то, что все будет хорошо. Поступок Миши Мироновой показывает, что надежда и отчаяние – это довольно близкие понятия, которые могут тесно переплетаться. Именно сочетание отчаяния и надежды позволило Маше Мироновой и Петру Гриневу быть вместе. Мечтам о счастливом совместном будущем суждено было сбыться.

Проблема надежды и отчаяния связана и с другим персонажем повести «Капитанская дочка». Швабрин – предатель Родины, который перешел на сторону предводителя восстания Пугачева. Он сделал это в надежде на то, что получит огромную власть, что поможет ему показать свое превосходство над другими. Швабрин хотел получить любовь Марии Мироновой, но она отказала ему. Это привело героя в настоящее отчаяние, соединенное со злостью. Чтобы добиться желаемого, Швабрин поместил в плен Машу.

Раскрывая надежды Петра Гринева, Маши Мироновой, Алексея Швабрина, А.С. Пушкин показывает, что отчаяние часто заставляет совершать определенные поступки. В каких-то случаях отчаяние помогает добиться добрых целей (Гринев и Миронова), в каких-то случаях оно способствует совершению злодеяний (Швабрин).

А. С. Пушкин «Дубровский»

Проблема отчаяния в романе А.С. Пушкина «Дубровский» тесно связана с сюжетом всего произведения. Начинается оно тем, что друзья Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров начинают ссориться. В результате этого конфликта герои становятся врагами, никто не готов идти друг другу навстречу. Кирила Петрович пользуются своим положением знатного дворянина и с помощью суда присваивает себе имение Дубровского. Это по-настоящему сломило Андрея Гавриловича, он был в отчаянии. У героя не было больше ничего. Кирила Петрович забрал у Дубровского последнее. Это становится причиной внутренних потрясений Андрея Гавриловича, вскоре он умирает. Такой финал жизни героя показывает, что часто отчаяние приводит к трагичным последствиям.

Отчаянно поступает и Владимир Дубровский, сын Андрея Гавриловича. После смерти отца герой предпринимает попытки отомстить Троекурову. Дубровский создает свою шайку, которая причиняет вред богатым и знатным людям. Фактически отец – это все, что было у Владимира. И когда он его лишился, терять главному герою было нечего, поэтому его месть была действительно отчаянным поступком. Причем отчаяние здесь соединялось с надеждой. Надеждой на то, что ему удастся показать знатным кругам населения, что их вседозволенность несправедлива и неправильна. Дубровский хочет изменить социальное устройство общества, показав все его несправедливости.

Вскоре отчаяние Дубровского, связанное с местью Троекурову, сменяется на надежду. Владимир влюбляется в дочь своего врага – Машу. Теперь все его мечты направлены только на обретение счастья рядом с ней. Все надежды героя связаны с влюбленностью в Машу. Он устраивает все так, что устраивается в дом Троекуровых, чтобы как можно чаще видеться с возлюбленной. Автор романа показывает, что отчаяние Дубровского было связано с его бесцельностью существования, надежды сразу же дали герою стимул для жизни.

Между Владимиром и Машей происходят сдвиги в отношениях. Девушка просит помочь ей избежать нежелаемого брака. Но Дубровский не успевает на венчание Маши с князем Верейским. Теперь она замужем. Дубровский предлагает ей уехать с ним, однако героиня отказывается, потому что брак для нее священен. Главный герой находится в отчаянии, ведь теперь счастью с любимой девушкой не быть. Владимир Дубровский оставляет все свои дела и в отчаянии уезжает за границу.

И.А. Гончаров «Обломов»

В романе И.А. Гончарова «Обломов» проблема надежды занимает довольно важное место. С ней тесно связана тема любви.

Илья Ильич Обломов с самого рождения воспитывался в атмосфере покоя, бездействия и размеренной жизни. Он не умеет жить по-другому, поэтому тихая и спокойная жизнь для главного героя является идеалом.

Когда Обломов начинает отношения с Ольгой Ильинской, жизнь героя кардинально меняется. Он часто выходит из дома, что ранее было большой редкостью, он перестает лежать на своем любимом диване. Обломов мечтает о венчании с Ольгой и о последующем совместном счастье.

Однако в глубине своей души Обломов надеется на то, что рядом с Ольгой он сможет обрести то, к чему стремился всю жизнь. Надежды героя были связаны со спокойствием. Когда Илья Ильич понял, что Ольга не сможет дать ему то, что он хочет, главный герой романа прерывает отношения с ней. Обломов все еще надеется обрести спокойствие.

И действительно, Илья Ильич находит свое счастье рядом с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Она смогла дать ему все то, к чему он так привык с детства. Для него жизнь с Агафьей Пшеницыной стала настоящим счастьем. Если бы Обломов продолжил отношения с Ольгой, он бы был несчастлив. Герой надеялся и вскоре получил то, о чем мечтал. Это говорит о том, что только человек, который надеется, получает желаемое. Ведь фактически Обломов ничего не сделал для достижения своих целей, у него была только надежда.

Были у Обломова и другие надежды: он мечтал о красивой местности, о саде, который ему хотелось иметь. Там герой хотел проводить все свое свободное время, именно там он хотел отдыхать вместе со своей будущей женой. Однако все надежды Обломова были пустыми, он ничего не делал для того, чтобы воплотить свои желания в реальность.

Надежду имеет не только центральный персонаж романа «Обломов», надежда есть и у Ольги Сергеевны Ильинской. Когда героиня начинает отношения с Обломовым, она думает о том, каким он может стать, если она станет причиной его изменений. Ольга надеется на то, что ей удастся исправить Обломова, изменить его образ жизни, сделать его деятельным и интересным. Это становится целью Ольги Ильинской.

Надежда героини обрывается, когда Обломов признается ей в причинах разрыва. Она понимает, что ей не удалось изменить Илью Ильича, что они слишком разные люди, что он выбрал свой жизненный путь, который не совпадает с ее жизненными ценностями.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Андрей Гуськов из повести В.Г. Распутина «Живи и помни» становится дезертиром. За свою жизнь герой борется отчаянно. Он прячется ото всех, чтобы элементарно выжить. Он не думает о том, что совершил предательство Родины. Отчаянное сохранение собственной жизни оказывается важнее всего.

Когда жена Андрея Настена узнает всю правду, она делает все, чтобы увидеть своего мужа. Но первая его реакция заключалась в угрозах Настене. Герой боялся, что жена раскроет его тайну. Постоянные прятки от окружающих сделали жизнь Андрея наполненной постоянным страхом и отчаянием. Он не мог думать о чем-то другом.

Настена оказалась перед выбором: поддержать своего мужа или отречься от этого предателя. Главная героиня даже не думает, она выбирает помощь Андрею, ведь он является ее мужем. В сердце Настены все еще теплится надежда о счастливой супружеской жизни. Героиня любит мужа и всячески ему помогает, подвергая свою жизнь опасности.

Все же жизнь Гуськова никогда не могла стать прежней. Теперь он стал похож на волка. Отношения с Настеной ухудшились, потому что единственное, о чем думал Андрей, – спасение своей жизни. О жене и о ее опасности он не думал.

Вскоре Настена узнала о том, что она беременна. Девушка обрадовалась, но в то же время понимала, насколько ей будет тяжело скрывать то, от кого она ждет ребенка. Настена принимает весь удар на себя, солгав в том, что она забеременела не от мужа.

Отец Андрея Гуськова Михеич догадывается о том, что Настена скрывает возвращение мужа. Он с отчаянием просит девушку сказать правду и отвести его к родному сыну. Михеич понимает, что его сын является настоящим предателем, но он не может не простить его.

Вскоре жители деревни также догадываются о том, что муж Настены прячется, так как является дезертиром. За героиней начинается пристальная слежка. Настена по-настоящему рискует, когда появляется у Андрея в доме. В один такой раз за Настеной плывут жители деревни, которые хотят узнать, с какой целью Настена перебирается на другой берег реки.

В этот момент героиню повести «Живи и помни» охватывает настоящее отчаяние. Она не хочет предавать своего мужа, став причиной ареста Андрея. Помимо этого, Настена понимает, что устала от всего, с чем ей пришлось столкнуться на своем жизненном пути. Отчаяние толкает беременную Настену на самоубийство. Она больше не готова жить с тем грузом на сердце, который носила долгое время.

Э.М. Ремарк «Три товарища»

Настроением отчаяния заполнен весь роман Э.М. Ремарка «Три товарища». Раскрывая мысли трех товарищей – Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца, Э.М. Ремарк передает все отчаяние «потерянного поколения». Именно им наполнено все произведение.

Это история «потерянного поколения» – поколения людей, прошедших войну. Из жизнь никогда не будет прежней, на войне они видели смерти и ранения. У них не было юности и молодости, они повзрослели слишком рано. Фронт, убийства и бесконечный страх – это единственные воспоминания людей «потерянного поколения». Они находились в состоянии постоянного отчаяния.

Однако послевоенные годы ничем не отличаются от военных. Люди больше не надеялись на лучшее. Инфляция и безработица – вот с чем им пришлось столкнуться. Жизнь потеряла всякую цену. Надеяться было не на что. У людей, которые вернулись с войны, не было ни юности, ни образования, ни хорошей работы, ни любви. Все жизненные ценности, к которым стремятся люди, у них отсутствовали. Люди, вернувшиеся с войны, помнили только о ней. Они понимают, что их жизнь потеряна навсегда. Представители «потерянного поколения» даже не пытаются что-то исправить, потому что понимают, что это бессмысленно.

В условиях такого времени происходит знакомство главных героев – Роберта Локампа и Патриции Хольман. Впервые у этих персонажей появляется надежда. Робби и Пат находят друг в друге то, что у них отняла война. Э.М. Ремарк показывает истинную любовь. Роберт и Патриция проводят вместе время, ведут себя, словно подростки, потому что наконец могут испытать чувство любви, которое было закрыто для них. Герои мечтают о совместном будущем.

Но все резко прерывается, когда Роберт Локамп узнает о том, что его возлюбленная больна туберкулезом. Жить ей осталось совсем немного. Настроение отчаяния вновь торжествует в романе. О прежних надеждах теперь нет и речи. Патриция знает, что ей суждено умереть в ближайшее время. Знает об этом и Роберт. Он успокаивает свою возлюбленную, но надежды на совместное счастье уже нет.

Финальные строки романа «Три товарища» показывают, что война победила жизнь, отчаяние возобладало над надеждой. От них не осталось ничего. Роберт, который смог обрести счастье с Патрицией, теряет его. Теперь он становится еще более несчастным, чем был до знакомства с Пат. Жизнь дала Роберту, как и Патриции, надежду на лучшее, но жестоко отобрала ее.

Т. Драйзер «Американская трагедия»

В центре романа Т. Драйзера «Американская трагедия» лежит судьба молодого человека, который хочет добиться высот в карьере.

Клайд Грифитс воспитывается в религиозной семье по религиозным законам. Однако его это не устраивает, он мечтает о том, чтобы стать свободным от родительской опеки. Для этого он устраивается работать в отель.

Однако не все идет так гладко в жизни Клайда. Герой становится причастным к смерти девочки, которую сбил друг Клада, когда вся молодая компания работников отеля отправилась на пикник. Это приводит героя в отчаяние, Клайд в спешке покидает город. Спустя время он оказывается на фабрике по производству воротничков, которой владеет его дядя.

Жизнь налаживается, казалось бы, надежды Клайда воплотились в жизнь. Однако и сейчас все идет не так, как ему хочется. Клайд Грифитс влюбляется в Роберту Олден, довольно простую и бедную девушку. Их отношения развиваются параллельно с ухаживаниями Клайда за богатой и знатной Сондрой Финчли.

Когда главный герой романа «Американская трагедия» узнает от Роберты, что она беременна, Клайд оказывается в отчаянии. Он не знает, как ему быть, что будет с его будущим. Он надеется на то, что беременность Роберты можно прервать, но сделать этого не получается. Главный герой в отчаянии ищет пути выхода из сложившейся ситуации, ведь брак с Робертой – это отказ от надежд о блестящем будущем, которое может дать Клайду Сондра.

Тогда Грифитс начинает думать об убийстве Роберты. В последний момент отказавшись от этого намерения, Клайд все же случайно становится причиной гибели бывшей возлюбленной. Герой находится в отчаянии, он напуган из-за переживаний: это он убил Роберту или не он.

Клайд пытается скрыть свою причастность к гибели Роберты, однако вскоре оказывается арестованным. В этот момент он вновь находится в состоянии отчаяния. Грифитс понимает, что теперь у него нет будущего, нет Сондры и ее влияния, которое помогло бы ему твердо встать на ноги.

Всю жизнь Клайда Грифитса можно назвать надеждой на будущее и одновременно отчаянием. Главный герой романа Т. Драйзера постоянно стремится к чему-то большему. Ему оказывается мало того, что он уже имеет. Клайд стремится все выше и выше, однако его поступки во многом не обдуманы и импульсивны. Это приводит героя к тому, что он совершает слишком много жизненных промахов, что заставляет его постоянно находиться в состоянии отчаяния.

Вывод

Надежда и отчаяние – явления, тесно связанные друг с другом. Они могут переплетаться или противопоставляться. Однако и надежда, и отчаяние всегда приводят человека к определенному результату: благоприятному или трагическому.




Дополнительные материалы по направлению «Надежда и отчаяние»:

  • Примеры сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»
  • Цитаты к направлению «Надежда и отчаяние»
  • Список литературы по направлению «Надежда и отчаяние»
  • Надежда и отчаяние в рассказе Андерсена «Девочка со спичками»
  • Надежда и отчаяние в поэме Лермонтова «Мцыри»
  • Надежда и отчаяние в рассказе Чехова «Ванька»
  • Надежда и отчаяние в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Надежда и отчаяние романе Пушкина «Евгений Онегин»