Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»


В данном разделе рассматриваются разнообразные взаимоотношения человека с природой, наукой и искусством. Ученикам предлагаются к обсуждению вопросы, касающиеся экологии, они должны поразмышлять над действиями человека по отношению к природе и над ответной реакцией природы. Учащиеся должны обдумать вопросы, касающиеся науки в целом и отдельных ее областей, значения великих научных открытий, их влияния на человека, ценности научного поиска и ответственности человека науки. Школьники должны задуматься об искусстве в целом и об отдельных его направлениях и отраслях, о влиянии искусства и культуры на отдельного человека и человечества в целом, о значении великих творений искусства, о ценности художественного творчества, о феномене таланта, о предназначении человека искусства.

Природа и человек

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» через взаимодействие рыбачившего Игнатьича и пойманной им царь-рыбы продемонстрированы отношения между человеком и природой.

Завязка сюжета, которой становится то, что Игнатьич предпринимает попытки выловить огромную рыбу, выражает важную мысль: ради собственного интереса человек совершает действия, которые уничтожают природу.

То, что Игнатьич, как и царь-рыба, оказывается в реке, где его жизнь подвергается опасности, указывает на то, что уничтожение природы негативно сказывается и на самом человеке. Действия Игнатьича приводят к тому, что и он, и царь-рыба оказываются в равном положении: и царь-рыба, олицетворяющая природу, и Игнатьич, олицетворяющий человека, борются за жизнь, находясь на грани смерти. В.П. Астафьев подчеркивает важную мысль: уничтожая природу, человек уничтожает и самого себя. Здесь подчеркивается взаимосвязь природы и человека. Важна также мысль о том, что человек сталкивается с негативом со стороны природы только тогда, когда он сам вмешивается в ее судьбу; негатив природы становится ответной реакцией на негатив человека. Только тогда, когда жизни Игнатьича больше ничто не угрожало, он задумался над тем, что ради собственного благополучного существования с природой нужно дружить, а не уничтожать ее.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» показано разное отношение к природе.

Автор находится на стороне представителей старшего поколения, которые неравнодушны к природе во всех ее проявлениях. Они негативно относятся к затоплению деревни Матеры, оставаясь жить там до самого конца, с болью в душе покидая родные места, когда идею с затоплением все же начинают реализовывать.

В.Г. Распутин осуждает представителей младшего поколения, которые равнодушно или даже положительно относятся к идее затопления острова. Ради технического прогресса, заключенного в строительстве гидроэлектростанции, и ради собственных интересов они готовы затопить целую местность, совершенно спокойно относясь к тому, что погибнут все обитающие там представители животного и растительного миров. Автор показывает, что люди не думают не только о других живых существах, но и самих себе. Выступающие за технический прогресс не задумываются о негативном влиянии затопления на экологическую ситуацию в стране и во всем мире. Не беря во внимание то, что человек и природа тесно связаны друг с другом, что человек является частью природы, они не понимают, что их поступок принесет вред всему человечеству, негативно сказываясь если не на них, то на их потомках.

Л.С. Петрушевская «Царь природы»

Для выражения важных мыслей относительно отношений человека и природы Л.С. Петрушевская в рассказе «Царь природы» помещает уменьшившегося в размерах исследователя в муравейник.

Слыша от муравьев фразу «Исследователей вообще надо убивать», главный герой видит отношение природы, олицетворенной муравьями, к человеку. Однако читатель понимает, что этот негатив рожден не просто так. Муравьи продолжают свои мысли так: «Они ставят над нами опыты». Л.С. Петрушевская показывает, что отрицательное отношение муравьев к исследователям связано с тем, что в попытках покорить природу люди постоянно вмешиваются в их жизнь, ставят над ними опыты, совершенно не задумываясь, как тяжело им приходится.

Герой, до этого наблюдая за муравьями и ставя над ними опыты, теперь становится наравне с ними. В рассказе показано, что без помощи муравьев главный герой не смог бы вернуться к прежним размерам. Все это говорит о том, что на самом деле человек не является царем природы, как он привык думать, что он – лишь часть природы, зависимая от нее. Автором выражается мысль о том, что человек не может покорить природу, возвыситься над ней, поскольку он ничем не лучше других форм природной жизни.

Ч.Т. Айтматов «Плаха»

В романе Ч.Т. Айтматова «Плаха» люди противопоставлены волкам, олицетворяющим всю природу. Люди приезжают в Моюнкумский заповедник с целью истребить животных, выражая готовность «выпотрошить земной шар, как тыкву», что говорит о свойственной им бесчеловечности. Волки Акбар и Ташчайнар, наоборот, обладают искренними чувствами любви, верности друг другу. Волки изображены автором более человечными, чем люди. Не животные нападают на людей, все происходит наоборот. Неслучайно Ч.Т. Айтматов дает волкам Акбаре и Ташчайнару имена и человеческие характеристики, ему было важно противопоставить их внутренние миры сущностям «озверевших охотников» и даже «хищным зверям», как названы люди в повествовании.

В романе выражена мысль о том, что волки начинают мстить людям, нападая на них, не просто так, а только после того, как люди вторглись в жизнь животных и занялись их уничтожением. Ч.Т. Айтматов показывает, что ожесточенное отношение природы к человеку рождено человеческой жестокостью, что люди сами виноваты в том, что природа начала с ними борьбу. Читатель понимает: уничтожая природу, человек делает плохо и самому себе.

А.П. Платонов «Песчаная учительница»

В рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница» показано, как человеку нужно обращаться с природой.

Закончившая педагогические курсы Мария Никифоровна Нарышкина оказалась в роли учителя в почти пустынном селе Хошутово, где повсюду был песок. Осознав необходимость «обучения искусству превращать пустыню в живую землю», Мария Никифоровна поспособствовала улучшению качества жизни в селе: теперь вокруг орошаемых огородов зеленели посадки деревьев. Когда Мария Никифоровна увидела, что данные ею знания помогли жителям Хошутово в преображении села, она для преподавания песчаного дела переехала в село Сафута, которому тоже требовалась помощь.

Сюжет рассказа заставляет задуматься над тем, что природа и человек тесно связаны друг с другом: когда село Хошутово напоминало пустыню, жизнь местных людей была тяжела; когда же экологическая ситуация в селе стала лучше, наладилось и существование жителей. Автором выражается следующая мысль: помогая природе, человек, являясь ее частью, помогает и самому себе. В рассказе прослеживается мысль о необходимости заботы о природе.


Наука и человек

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Центральный персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров является человеком, интересующимся наукой. В повествовании показано, что Базаров, будучи студентом медицинского факультета, проводит опыты над лягушками. С пренебрежением относясь к художественной литературе, Базаров считал, что книги должны приносить практическую пользу. Такие характеристики автор дает своему герою неслучайно, ему было важно показать, что в то время прослеживалось особое внимание к развитию науки.

В произведении поднимается проблема значения научных открытий. Несмотря на то что по сюжету Евгений Базаров умирает от тифа после того, как заражается от мужика, труп которого он вскрывал, желая попрактиковаться, в романе продемонстрированы научные успехи. Уже тогда знали правила вскрытия трупов зараженных тифом людей. В романе показаны совсем недавно появившиеся знания в области медицины. И если бы у Базарова во время медицинского вмешательства была такая «необходимая вещь», как адский камень, которым можно было прижечь рану, то он бы мог выжить. Смерть Базарова от неудачного для него вскрытия трупа в свою очередь становится свидетельством того, что медицина, хоть и развивалась, нуждалась в дальнейшем развитии.

В.М. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала»

В рассказе В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» через беседу восьмиклассника Юрки и представителя старшего поколения Наума Евстигнеича продемонстрированы рассуждения о развитии науки и техники.

Юрка отмечает следующее: многое из того, что умеют делать современники, не могли совершать предыдущие поколения. Если раньше от чумы умирали, то сейчас с ней можно бороться. Если раньше туберкулез считался неизлечимой болезнью, то сейчас его можно излечить за полгода. Если раньше от бешенства часто умирали, то сейчас от этой болезни придумали сорок уколов. Говоря об освоении космоса, Юрка выражает уверенность в том, что со временем человеку удастся «сесть на Луну» и «долететь до Венеры», а вместе с тем увидеть, если ли там жизнь, а если есть – научиться у новых соседей многому нового. С восторгом Юрка говорит о том, что в будущем люди построят космический корабль, который сможет долететь до Галактики, настолько разовьют медицину, что люди будут жить по 100-120 лет, создадут такой видеоприемник, с помощью которого можно будет «своих сыновей повидать прямо с печки».

В.М. Шукшин поднимает проблемы ценности научного поиска, значения великих научных открытий в жизни человечества. Юрка утверждает, что благодаря исследованиям и опытам ученых развивается наука, которая в свою очередь помогает человеку. С ее помощью жизнь становится более удобной и комфортной, она избавляет человеческое существование от многих трудностей, дает людям новые возможности для изучения окружающего мира.

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» выражается мысль о том, что к научным открытиям нужно относиться со всей ответственностью.

Ученый Филипп Филиппович Преображенский провел по-настоящему уникальную операцию: псу Шарику он пересадил человеческий гипофиз, из-за чего тот превратился в человека, которому дали имя Полиграф Полиграфович Шариков. Однако человеком Шарик стал лишь внешне, внутренне он продолжал быть животным. Пес стал похож на человека, однако нравственными человеческими качествами он обладать не смог. Получается, что великий и гениальный эксперимент, который провел Преображенский, в итоге оказался неудачным. Понимая, что он совершил огромную ошибку, профессор превращает Шарикова обратно в собаку.

Неудачный опыт превращения животного в человека заставляет задуматься над опасностью некоторых научных открытий. Любые эксперименты нужно совершать с осторожностью, неся всю ответственность за собственные решения и действия и предполагая, к каким последствиям они могут привести и как можно исправить возможные ошибки.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» заставляет задуматься о влиянии новых технологий на человека.

Доктора Штраус и Немур проводят такой научный эксперимент, в ходе которого у умственно отсталого Чарли Гордона повысились умственные способности. Благодаря оперативному вмешательству главный герой получил до этого скрытые от него возможности жить обычной жизнью. Только в 32 года Чарли Гордон смог понимать окружающую действительность, задумываться о собственном внутреннем мире. Казалось бы, высокий уровень науки, позволивший совершить ошеломляющее открытие, должен был помочь человеку, однако эксперимент докторов Штрауса и Немура успешным был только сначала. Каждодневное повышение умственных способностей Чарли Гордона привело к тому, что он стал чрезвычайно умным человеком, который не мог общаться с остальными людьми. Теперь он постоянно о чем-то думал, видя несовершенства окружающей действительности. Гениальность центрального персонажа сделала его поистине несчастным человеком. Научный эксперимент принес Чарли Гордону больше вреда, чем пользы.

Неудачность эксперимента докторов Штрауса и Немура говорит о том, что не все в мире подлежит изменениям со стороны человека. Науке тяжело тягаться с природой, а все попытки приносят страдания тем, над кем ставятся опыты.

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В центре рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» лежит появившаяся у людей благодаря созданию машины времени способность перемещаться в прошлое. Казалось бы, такая возможность могла помочь человечеству детально изучить прошлое для наиболее эффективного развития в будущем, однако в произведении показано, что такое великое научное исследование люди стали использовать для собственного развлечения. Центральный персонаж Экельс – не исследователь, не ученый и не историк, он оказывается в прошлом, просто заплатив за это деньги. Он не чувствует ответственности, которая легла на него, он даже не задумывается о последствиях, которые могут произойти, если в ходе путешествия во времени что-то пойдет не так. Не берут на себя ответственность и предоставляющие услугу люди, которые думали только о том, как нажиться на машине времени.

Нарушение главного условия экскурсии, то есть изменение прошлого, приводит к тому, что меняется и настоящее. Случайное убийство бабочки, что на первый взгляд весьма незначительно, приводит к тому, что вместо неплохого кандидата в президенты Кейта на выборах США побеждает Дойчер, который был «против всего на свете, против мира, против веры, против человечности, против разума». Казалось бы, незначительное событие меняет ход истории, влияя на жизнь не только Экельса, но и всего человечества.

Ужасающие последствия неудачного путешествия в прошлое заставляет задуматься над тем, что любые научные эксперименты несут в себе опасность, о которой всегда необходимо помнить.


Искусство и человек

А.С. Пушкин «Пророк»

В стихотворении «Пророк» А.С. Пушкин обращается к образу поэта как человеку искусства. То, что лирический герой при помощи «шестикрылого серафима» становится поэтом-пророком, затем слыша голос самого Бога, указывает на божественное предназначение людей искусства. Лирический герой становится своеобразным посредником в общении человека и самого Бога. Быть творцом, согласно стихотворению, дано только избранным, его призвание заключено в том, чтобы выполнять божественную волю. Проблема феномена таланта в стихотворении раскрывается следующим образом: талант дан человеку самим Богом, дарован им.

Обращаясь к лирическому герою, Бог дает своеобразное распоряжение: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, // Исполнись волею моей, // И, обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей». Из этого следует, что задача всех творческих людей воздействовать на человеческие сердца. Поэт же делает это при помощи слова: «Глаголом жги сердца людей». В стихотворении говорится о том, с помощью чего новоизбранному поэту удается воздействовать на людей: если раньше у лирического героя был «грешный», «празднословный и лукавый» язык, то Богом ему было дано «жало мудрыя змеи», которое и помогало выполнять божественное предназначение.

Н.В. Гоголь «Портрет»

В повести Н.В. Гоголя «Портрет» показано разное отношение людей к искусству. Противопоставляя образ Чарткова образу его прежнего товарища, автор раскрывает проблему отличия истинного искусства от ремесла.

Из «художника с талантом, пророчившим многое», Чартков превратился в обычного ремесленника, который ради денег и славы работал над «модными картинками, портретиками за деньги», даже не пытаясь создавать оригинальные и необычные произведения искусства. Н.В. Гоголь показал, как Чартков, получив славу и прибыль, больше не захотел развиваться, как он растратил свой прежний талант. Автор выражает мысль о том, что погоня творца за славой и богатством только «губит, а не развертывает талант».

Совершенно по-другому к творчеству относится прежний товарищ Чарткова, который отправился в Италию для развития своего таланта. Герой не думал о деньгах и славе, ради совершенствования своих возможностей он отказался от светского образа жизни, выбрав отшельническую жизнь, он полностью посвятил себя творчеству, тратя на него все силы и все время, что в итоге помогло ему создать поистине гениальное произведение искусства. Н.В. Гоголь показывает, что наличия некоторых способностей для становления художника мало, что для того, чтобы стать гением, нужно постоянно развивать талант, не обращая внимания на низменные желания.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

В поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» поднимаются проблемы влияния искусства на человека, значения произведений искусства в жизни человека.

В главе «Гармонь» показано, как центральный персонаж Василий Теркин играет на гармони, поддерживая дух у окружающих солдат. Музыка, с одной стороны, помогает воинам забыть о тех военных трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, и вспомнить мирные времена и все, что их окружало дома, с другой стороны, помогает им преодолевать все препятствия на военном пути, не дает им пасть духом, унывать и опускать руки, помогает делать все возможное, чтобы победить врага и вернуться к мирной жизни рядом с родными и близкими. Василий Теркин неслучайно уговаривает двух танкистов, которые сначала отказались давать гармонь, принадлежавшую их погибшему другу, дать поиграть на гармони: зная о воздействии музыки на души людей, главный герой стремится ободрить участников военных событий, поднять им настроение, дать им еще большую надежду на победу, замотивировать их на борьбу с врагом. Так, А.Т. Твардовским поднимается проблема миссии творческого человека. Василий Теркин в условиях военного времени выполняет важное дело с помощью игры на гармони.

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

Важным образом в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» становится «Лунная соната» Бетховена. Именно это музыкальное произведение искусства Желтков в своем прощальном письме просит послушать свою возлюбленную Веру Шеину. Именно с помощью данного произведения искусства Желтков передает свои любовные чувства, силу которых было невозможно передать простыми словами. То, что Желтков решил поведать о своих чувствах посредством музыкальной композиции, говорит о том, что музыка играла большую роль в его жизни. «Лунная соната», написанная более сотни лет назад, нашла отклик в душе Желткова.

А.И. Куприн раскрывает проблему ценности и значения творчества не только через образ Желткова, но и через образ Веры Шеиной, которая выполняет просьбу совершившего самоубийство Желткова. Автор акцентирует читательское внимание на то, что героиня за всю свою жизнь слушала «Лунную сонату» уже множество раз, однако только сейчас музыкальное произведение искусства по-настоящему воздействует на нее. Вера Шеина по-новому воспринимает композицию, теперь она считает «Лунную сонату» «исключительным, единственным по глубине произведением». Бетховенская композиция помогает Вере Шеиной понять те чувства, которые на протяжении 8 лет чувствовал к ней Желтков, и осознать, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».

М. Зусак «Книжный вор»

В романе М. Зусака «Книжный вор» поднимается проблема воздействия чтения.

Главная героиня Лизель Мемингер проявляет безумную любовь к книгам. Чтобы насладиться книгой, она готова даже на воровство. Свою первую украденную книгу «Наставление могильщику» Лизель своровала еще тогда, когда даже не умела читать, однако именно эта книга пробудила в героине интерес к чтению. На протяжении всего повествования Лизель Мемингер крадет следующие книги: «Пожатие плеч», «Свистун», «Почтальон снов», «Песня во тьме», «Полный словарь и тезаурус Дудена», «Последний человеческий чужак». Также влияние оказывают книга «Моя борьба», появившаяся в доме приемных родителей, и самостоятельно сделанные евреем Максом Ванденбургом книги «Зависший человек» и «Отрясательница слов». Каждой отдельной главе давая название по появившейся в жизни Лизель книги, М. Зусак подчеркивает мысль о том, что книги занимают в жизни книжной воришки особое место. Чтение помогает Лизель Мемингер справляться с жестокой реальностью в рамках фашистского режима, сохранять в себе человечность и любовь к окружающим. Образ книжной воришки противопоставлен образам фашистов, в частности сжигающих книги. Так, любовь к чтению становится одним из признаков несогласия с фашистским режимом.

Таким образом, в данном разделе ученикам предлагается поразмышлять о том, как происходит взаимодействие человека и природы, окружающей человека, и культуры, включающей в себя науку и искусство. Относительно взаимодействия человека и природы учащиеся должны прийти к следующим выводам: человек и природа взаимосвязаны между собой; действия, направленные на природу, оказывают воздействие и на человека, который является частью природы; для благополучного существования человека нужно оберегать природу и защищать ее. Касательно взаимодействия человека и науки школьники должны осознать, что научные открытия в частности и развитие науки в целом могут приносить человечеству как пользу, так и вред, что к научным исследованиям нужно относиться со всей серьезностью и нести ответственность за свои решения и поступки. В отношении взаимодействия человека и искусства учащиеся должны понять, что искусство способно воздействовать на душу и жизнь человека, выражая те или иные мысли и чувства, что оно помогает людям справляться с трудностями на жизненном пути и дает им надежду на лучшее.





Дополнительные материалы к разделу «Природа и культура в жизни человека»:

  • Примеры сочинений по разделу «Природа и культура в жизни человека»