«Природа и культура в жизни человека» - темы итогового сочинения

Готовые итоговые сочинения (примерный список) по разделу «Природа и культура в жизни человека»


1. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

2. Технический прогресс на службе у человека или наоборот?

3. К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?

4. Можно ли обойтись в жизни без творчества?

5. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?

6. Произведение, адресованное моему поколению

7. Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?

8. Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?

9. Чему человек может научиться у природы?

10. Почему тема весны так популярна у писателей?

11. Почему картины зимы так интересны писателям?

12. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?

13. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

14. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?

15. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс

16. Что может дать человеку общение с природой?

17. Доступность информации в цифровую эпоху: за и против

18. Что мешает человеку обрести гармонию с природой?

19. Гармония природы и несовершенство человека

20. Обо всех и обо мне — подлинное творение искусства

21. В чём заключается предназначение писателя?

22. Что важнее в книге – как она написана или о чём?

23. Какие произведения становятся классическими?

24. Чем мир живой природы привлекателен для писателя?

25. Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?

26. Почему тема времён года так интересна писателям?

27. Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?

28. Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание?

29. Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?

30. Почему в литературе так часто изображают море и горы?

31. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?

32. Человек и «братья наши меньшие» в литературе

33. Почему литературу часто называют «человековедением»?

34. Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?

35. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?

36. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?

37. Можно ли обойтись без книг?

38. Книга как путешествие в прошлое

39. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?

40. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

41. Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?

42. В какой книге изображён портрет современного поколения?

43. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?

44. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?

45. Произведение о войне, которое Вас взволновало

46. Почему тема войны не уходит из литературы?

47. Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?

48. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?

49. Кто для Вас идеальный герой литературы?

50. Книга, которая может спасти от отчаяния

51. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

52. Какие книги Вы читаете с удовольствием?

53. Книга, которую я прочту своим детям

54. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?

55. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?

56. Что Вам ближе в героях Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него?

57. Какие нравственные проблемы, поднятые в произведениях Лермонтова, Вам интересны?

58. Какие поднятые Лермонтовым проблемы современны и сегодня?

59. Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?

60. Произведение Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором

61. Какие произведения Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?

62. Как искусство помогает понять действительность?

63. Должно ли искусство воспитывать людей?

64. Согласны ли Вы с утверждением, что искусству можно и нужно учиться?

65. Почему люди по-разному воспринимают одно и то же произведение искусства?

66. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» - А.С. Пушкин

67. Почему настоящее произведение искусства переживает своего создателя?

68. Что такое вечная тема в искусстве?

69. Что значит служить искусству?

70. Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар?

71. Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?

72. Как Вы понимаете слова Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?

73. Согласны ли Вы с мыслью Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?

74. Согласны ли Вы с высказыванием немецкого писателя Брехта: «Искусство требует знаний»?

75. Согласны ли Вы с высказыванием Толстого: «Настоящее художественное произведение нельзя делать по заказу»?

76. Должен ли язык искусства быть понятен каждому?

77. Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?

78. Согласны ли Вы с утверждением Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»?

79. Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?

80. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?

81. Случайно ли «природа» и «Родина» – однокоренные слова?

82. Может ли природа помочь человеку понять себя?

83. Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?

84. Что мешает человеку обрести гармонию с природой?

85. Когда хочется остановить мгновение?

86. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?

87. Человек – хозяин природы или её часть?

88. Чему человек может научиться у природы?

89. Способна ли природа воспитывать человека?

90. Может ли общение с природой обогатить человека?

91. Почему общение с природой важно для человека?

92. Способна ли природа давать подсказки человеку?

93. Человек и природная стихия

94. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?

95. Шаги цивилизации: обретения и потери

96. Согласны ли Вы с тем, что новые технологии делают жизнь человека проще?

97. Согласны ли Вы с тем, что новые технологии усложняют жизнь человека?

98. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?

99. Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу?

100. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?

101. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?

102. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?

103. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?

104. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?

105. Согласны ли Вы со словами Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

106. Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями?

107. Какая угроза способна объединить человечество?

108. Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?

109. Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее?

110. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?

111. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?

112. Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?

113. Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?

114. Стал ли человек другим в эпоху технологий?

115. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?

116. Человек науки – каким он должен быть?

117. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?

118. От чего предостерегают человечество антиутопии?

119. О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?

120. От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?

121. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?

122. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

123. Согласны ли Вы с утверждением Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?

124. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» - М.М. Пришвин

125. Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?

126. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?

127. Событие русской истории, запечатлённое в литературе

128. Как история отражается в литературном произведении?

129. Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории — книга?

130. Книга, хранящая память о великом подвиге

131. Сохранить человечность на войне… (по страницам литературы XIX-XXI вв.)

132. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?

133. Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?

134. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?

135. Нужно ли классическое искусство современному человеку?

136. Обращаясь к искусству, я ищу героев, похожих на меня, или хочу быть похожим на героев?

137. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?

138. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)

139. Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?

140. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?

141. Как влияют произведения искусства на внутренний мир человека?

142. Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию

143. Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»?

144. Как Вы понимаете призыв Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?

145. Должно ли искусство быть гражданственным?

146. Произведение искусства – зеркало или окно в мир?

147. Как Вы понимаете высказывание Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?

148. Как смелость может проявиться в творчестве?

149. В чём смысл утверждения Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?

150. Что, вслед за Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?

151. Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?

152. Останется ли прежним человек в век информационных технологий?

153. Всё ли подвластно науке?

154. Природа – «храм» или «мастерская»?

155. Почему Тютчев назвал природу «сфинксом»?

156. Человек и «братья наши меньшие» в искусстве

157. Чем опасно равнодушное отношение к природе?

158. Почему нельзя допускать ошибок по отношению к природе?

159. Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?

160. Почему весенний пейзаж так часто запечатлён в произведениях искусства?

161. Может ли искусство что-либо изменить в этом мире?

162. Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?

163. Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?

164. Книга, которая подсказала мне верную дорогу в жизни

165. Кто из героев литературы Вам интересен и почему?

166. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир...

167. Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»?

168. Может ли произведение искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) помочь в решении жизненных вопросов?

169. Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?

170. Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать

171. «Язык и золото – вот наш кинжал и яд» - Лермонтов

172. «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас» - Тургенев

173. Книга, которая может спасти от отчаяния

174. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» - Тургенев

175. «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» - Толстой

176. Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?

177. «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» - Толстой

178. «Бессмертие народа – в его языке» - Айтматов

179. «Перед Вами громада — русский язык!» - Гоголь

180. «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры» - Куприн

181. «Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи» — Н. Лесков

182. «Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков» — П. Мериме

183. «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» — К. Паустовский

184. «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» — В. Белинский

185. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» — В. Белинский

186. «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» — К. Паустовский

187. «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка!» — А.П. Сумароков

188. Почему нужно бережно относиться к родному языку?

189. «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» - А.С. Пушкин

190. «Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана» - И.А. Бунин

191. Может ли общение с природой изменить человека?

192. Произведение искусства, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором

193. В чём сила слова?

194. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

195. Самое яркое впечатление в Вашем читательском опыте

196. Способно ли искусство пробудить в человеке отзывчивость?

197. Человек в мире природы: покоритель или сотворец?

198. Как Вы понимаете утверждение Пушкина: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение»?

199. Согласны ли Вы с тем, что природа совершенна во всех своих проявлениях?

200. Как исторические события влияют на изменения в языке?