Как история отражается в литературном произведении?


Многие художественные произведения имеют историческую основу. Временем действия являются те или иные события в городе, в стране или во всем мире. Особенностью отражения истории в литературном произведении является то, что авторы работают не над историческими документами, где важны точность и достоверность, а над произведением искусства, где наблюдается художественный вымысел. Писатели выражают собственное отношение к описываемым историческим событиям, помещая их в повествование как сюжетный двигатель. Помещенное в литературное произведение историческое событие – это то, что воздействует на судьбы персонажей, заставляет их совершать определенные поступки. Перед авторами не стоит цель доподлинно, используя признанные исторические факты, отразить событие, они хотят показать простого человека на фоне этого события.

Обратимся к нескольким художественным произведениям отечественных и зарубежных авторов, в которых отображается история.


В поэме А.А. Ахматовой «Реквием» наблюдается обращение к «страшным годам ежовщины». Автор не помещает в повествование какие-то отдельные события, не указывает конкретные даты, но читатель понимает, что речь идет о периоде сталинских репрессий. Историческое событие – двигатель сюжета поэмы, однако перед А.А. Ахматовой не стояла цель указать точное количество репрессированных, назвать конкретные имена, досконально описать процедуру репрессий каждого отдельного человека. О страшных страницах истории А.А. Ахматова говорит художественным языком: «И безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь». И без конкретных исторических фактов автору удалось продемонстрировать мучения советского народа. Причем в поэме подчеркивается, что страдали не только репрессированные, но и их родных и близкие. Через боль лирической героини, у которой арестовали сына, через терзания других женщин, «и в лютый холод, и в июльский зной» стоящих у тюремных стен, поэтесса выражает не только свое отношение к эпохе репрессий, но и отношение всего советского народа.

История отображается и в романе М. Зусака «Книжный вор». Действие в произведении происходит в Германии, начиная с января 1939-го года, особое внимание уделяется зарождению и распространению фашизма. Но в романе нет точных цифр, множества конкретных фактов, историческое событие отражается другими способами. В центре повествования лежит судьба девочки Лизель Мемингер, ворующей книги, а также судьбы ее родной и приемной семей, ее друзей и знакомых. Кроме того, в повествовании присутствует фантастический образ Смерти. Художественный вымысел помогает автору выразить мысль о беспощадности фашистского режима, который оказал негативное воздействие на всех, даже на жителей Германии. С помощью образа Смерти автор подчеркивает разрушительную силу фашизма, который пугает намного больше, чем Смерть. На примере судеб небольшого количества персонажей М. Зусак демонстрирует несвободу, страх, агрессию, гнев, ненависть, боль, которые наблюдались в те времена.

Таким образом, история в литературном произведении отображается как двигатель сюжета, писатели не стремятся к точному, конкретному, достоверному и доскональному описанию реальных исторических событий, они выражают собственное отношение к произошедшему с помощью художественного вымысла.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
  • Событие русской истории, запечатлённое в литературе
  • Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории — книга?
  • Книга, хранящая память о великом подвиге