Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание?


Многие отечественные и зарубежные писатели и поэты в своих художественных произведениях обращаются к образам явлений природы для того, чтобы подчеркнуть какую-то важную мысль. Негативные характеристики при описании природных явлений нередко указывают на внутренние переживания героев, положительные – наоборот, на состояние умиротворения и счастья.

Приведем в пример несколько художественных произведений отечественных писателей, где природные явления имеют символическое звучание.


В драме А.Н. Островского «Гроза» важное место занимает образ грозы, в честь которой было даже названо произведение. Появление еще в самом начале повествования образа грозы, которую уже боится Катерина, предает произведению трагичное настроение. Как и главная героиня, читатель чувствует надвигающуюся грозу, которая становится символом надвигающейся трагедии. Если в первом действии только ощущается приближение грозы, то в четвертом действии погода гроза становится действующим лицом. Для Катерины гроза – нечто плохое, указывающее на грех, поэтому девушка боится ее еще до того, как она действительно приходит в город Калинов. Когда Катерина слышит удары грома, она думает о своем греховном поступке, все больше испытывая угрызения совести за измену мужу Тихону. Слыша удары грома, Катерина думает о том, что это ее смерть. Пришедшая гроза наблюдается в кульминации всей пьесы: природное явление, указывающее на грех и наказание, не позволяет Катерине спокойно относиться к своему поступку, и заставляет ее признаться мужу Тихону в том, что она изменила ему с Борисом, к которому испытывала искренние чувства. Таким образом, образ грозы в драме А.Н. Островского символизирует грех и наказание, страх и совесть, приближающееся несчастье и трагедию.

Символическое звучание природного явления наблюдается и в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Князь Андрей Болконский дважды наблюдает за одним и тем же дубом, однако первое восприятие кардинально отличается от второго. Когда герой едет в имение Отрадное, он обращает внимание на «старые болячки» дерева, на обломанные сучья, на «корявые», «огромные, неуклюжие, несимметрично растопыренные» ветви. Тогда Андрею Болконскому казалось, будто этот «старый, сердитый и презрительный урод» говорил о том, что смысл жизни навсегда потерян. Когда же герой возвращается из имения Отрадное, он не замечает прежних «болячек» и «старого горя и недоверия», а обращает внимание на «сочные, молодые листья» дуба, который «раскинулся шатром сочной, темной зелени». Дуб можно назвать символическим образом психологического состояния князя Андрея, с помощью которого были продемонстрированы быстро произошедшие масштабные изменения в душе героя. Андрей Болконский видит исключительно негатив после того, как разочаровывается в Наполеоне, в войне и в самом себе, когда же после встречи с Наташей Ростовой князь Андрей обретает смысл жизни, он смотрит на дуб совершенно по-другому, подчеркивая его преображения.

Таким образом, в художественных произведениях символическое звучание имеют многие природные явления, например, гроза в драме А.Н. Островского «Гроза» и дуб в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Почему тема времён года так интересна писателям?
  • Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?
  • Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?
  • Почему в литературе так часто изображают море и горы?