Как Вы понимаете слова Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?


Знаменитый поэт Б.Л. Пастернак утверждал: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех». Здесь говорится о том, что поистине гениальный творец своей целью ставит создание настоящего произведения искусства, воздействующего на человеческие сердца, не задумываясь о славе и известности. Творчество искренно только тогда, когда оно не является способом достижения корыстных целей человека, когда в него вложены истинные мысли и чувства автора. Настоящий творец стремится посвятить себя и свой талант искусству, желая, чтобы его произведения нашли отклик в душах людей.

Чтобы доказать вышесказанные мысли, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.


В повести Н.В. Гоголя «Портрет» наблюдаются рассуждения относительно того, что можно назвать истинным и ложным творчеством. Подавшись дьявольскому искушению, Чартков воспользовался найденными в раме купленного портрета 1000 червонными для того, чтобы стать «модным живописцем». Его целью стало «схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету». Начав вести светский образ жизни, Чартков быстро обрел популярность, он стал получать множество заказов от разных лиц. Написанием «модных картинок, портретиков за деньги» Чартков зарабатывал большие суммы денег. Показывая, что герой, относившийся к живописи как к способу достижения корыстных целей, стал обычным ремесленником, в итоге растратив весь свой талант, Н.В. Гоголь выражает следующую мысль: погоня за модой, славой и деньгами «губит, а не развертывает талант». Чартков, подавшись низменным желаниям, так и не смог создать ни одного действительно стоящего произведения. Истинным творчеством можно назвать «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение «прежнего товарища» Чарткова, который долго и упорно трудился и совершенствовал свои навыки, живя отшельником в Италии, не для того, чтобы стать известным, а для того, чтобы стать достойным художником и создать настоящее произведение искусства, смотря на которое, люди получали бы удовольствие.

По-разному творчество воспринимается и героями произведения А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Сальери радуется тому, что однажды ему «слава улыбнулась». Он признается: «Я счастлив был: я наслаждался мирно // Своим трудом, успехом, славой». Автор подчеркивается, что именно обретение широкой славы становится главной целью Сальери. Он хочет создать достойное произведение лишь для того, чтобы о нем услышали все окружающие. Для Сальери музыка становится способом достижения известности. По-другому к творчеству относится Моцарт, который любил музыку в целом и любил писать музыку в частности. Моцарт не лишен известности и он не тяготится полученной славой, но он не ставит ее во главе всего. Для него важно создавать такие музыкальные произведения, в которых отображается его внутреннее «я». Для Моцарта творчество становится возможностью поделиться своими чувствами и эмоциями.

Таким образом, слова Б.Л. Пастернака можно понимать следующим образом: истинное творчество основывается не на стремлении обрести известность, а на желании отразить в произведении искусства собственное «я» и найти отклик в душах людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?
  • Согласны ли Вы с мыслью Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?
  • Согласны ли Вы с высказыванием немецкого писателя Брехта: «Искусство требует знаний»?
  • Согласны ли Вы с высказыванием Толстого: «Настоящее художественное произведение нельзя делать по заказу»?