Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?


Читая те или иные литературные произведения, люди задумываются над определенными проблемами и вопросами, учатся каким-то конкретным вещам. Следя за сюжетами произведений и судьбами героев, читая авторские мысли, выраженные явно или скрыто, человек определяет, что лично для него хорошо и плохо. Соглашаясь или не соглашаясь с авторами произведений, поддерживая или, наоборот, осуждая образ жизни и поступки тех или иных литературных персонажей, люди приходят к выводу о том, что дорого в жизни и что категорично недопустимо именно для них.

О том, что литература помогает сформировать жизненный идеал, рассуждали многие писатели.


В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» через взаимодействие и беседы учителя исчезнувшей из школьной программы литературы Андрея Петровича и его ученика Максима, который, как оказалось, был роботом, наблюдаются мысли о том, что без литературы люди станут бездуховными, поскольку та «формирует умы» и «определяет внутренний мир человека, его духовность».

Проблема роли книги в жизни человека поднимается и в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». И Евгений Онегин, и Владимир Ленский, и Татьяна Ларина – индивидуальности, отличающиеся друг от друга. У каждого из них собственное представление о том, что имеет в жизни цену. Показывая, что у этих персонажей разные книжные предпочтения, автор выражает мысль о том, что немаловажную роль в формировании жизненных идеалов у Онегина, Ленского и Лариной сыграли те или иные книги. В отличие от Татьяны и Владимира, Евгений Онегин не признает значения художественной литературы, считая ее «скукой», «обманом», «бредом», в повествовании отмечается, что главный герой «бранил» произведения Гомера и Феокрита. Евгений Онегин читал только те книги, которые давали практические навыки, автор подчеркивает, что герой предпочитал труды Адама Смита. Такие книжные предпочтения Евгения Онегина помогают характеризовать его как практичного, лишенного романтического склада ума человека. То, что Владимир Ленский любит художественную литературу, увлекается Гете и Шиллером и сам является поэтом, указывает на его романтическую натуру, на его ранимую душу. По-настоящему формирует жизненные идеалы литература в случае с Татьяной Лариной. С раннего детства героиня начала увлекаться чтением романов, которые в итоге ей «заменяли все». Татьяна привыкла к тем жизненным поворотам, которые были описаны в книгах, поэтому она считала, что и ее жизнь является весьма сложной игрой. Именно в книгах Татьяна Ларина нашла идеал мужчины, который она увидела в Евгении Онегине. В повествовании говорится о том, что в Онегине Татьяна пыталась найти возлюбленных ее любимых героинь. Влюбившись в Евгения, Татьяна хотела испытывать те же чувства, что и героини ее любимых романов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что литературные произведения помогают в формировании жизненных идеалов, заставляя человека определиться с тем, что для него хорошо, а что плохо.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Согласны ли Вы с утверждением Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
  • «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» - М.М. Пришвин
  • Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?