Должно ли искусство воспитывать людей?


Истинное произведение искусства воспитывает в людях такие нравственные качества, как доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, любовь к окружающему миру и др. В литературных, музыкальных, живописных, архитектурных и других произведениях искусства поднимаются те или иные темы и проблемы, заставляющие людей поразмышлять над философскими и нравственными вопросами. Если говорить утрированно, они помогают человеку понять, что такое хорошо и что такое плохо. Кроме того, произведения воспитывают в людях умение понимать искусство и видеть его красоту и глубину.

О том, что искусство должно воспитывать людей, рассуждали многие отечественные писатели и публицисты в своих произведениях.


Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» поднимал несколько проблем, связанных с темой искусства, в частности проблему роли искусства в жизни человека. В тридцать втором письме «Понимать искусство» публицист соглашается с Е.А. Майминым в том, что искусство – это «общественное явление неизмеримого нравственного значения», которое вызывает в человеке «сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству». Искусство, по мнению Д.С. Лихачева, «освещает» и «освящает» жизнь человека. Публицист говорит о том, что человек, понимающий искусство, становится лучше нравственно, что искусство делает человека добрее и даже счастливее. Д.С. Лихачев утверждает, что искусство награждает человека «самой большой ценностью» – «ценностью доброты». Автор рассуждает о том, что искусство награждает «даром доброго понимания мира», с помощью которого человеку «легче жить».

В рассказе Р. Брэдбери «Улыбка» рисуется образ разрушенного города, в котором живут люди, отказавшиеся от цивилизации. Автор показал, что ненависть к Прошлому царит в обществе, находящемся вне культуры. Герои, которые с раннего утра стоят в очереди к картине Моны Лизы не для того, чтобы полюбоваться ею, а для того чтобы плюнуть на нее, которые с радостью уничтожают знаменитую картину прошлого, показаны как жестокие люди с животным началом. Они готовы только разрушать и портить то, что осталось от предыдущих поколений. Р. Брэдбери показывает, что, уничтожая прошлое, люди приносят вред самим себе, обрекая себя на разруху. Мальчик Том – единственный среди героев, кто не хочет плевать в картину, он любуется ее красотой. Тому удалось самому заметить ту «таинственно-печальную» улыбку Моны Лизы, о которой еще с давних пор говорят исследователи. Том отрывает «кусок холста», но не для того чтобы поучаствовать в уничтожении картины, а для того чтобы и дальше любоваться хотя бы небольшой частью полотна с изображенной на ней Моной Лизой. Автор выражает следующую мысль: увидев красоту картины, Том приобщился к прошлому. Способность любоваться произведением искусства отличала доброго и не озлобленного мальчика Тома от других людей, жестоких и разрушающих общество. Читатель понимает, что изображение Моны Лизы заставит Тома задуматься над многими вещами.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что искусство должно воспитывать в человеке положительные нравственные качества, а также саму способность видеть и понимать красоту искусства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Какие произведения Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?
  • Как искусство помогает понять действительность?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что искусству можно и нужно учиться?
  • Почему люди по-разному воспринимают одно и то же произведение искусства?